Валентина Медведева: «Пусть каждый малыш дождется своего аиста, а мы можем его поторопить»
Пары годами пытаются преодолеть бесплодие. Некоторые теряют веру в успех. Врач же не может быть пессимистом, он должен найти решение в самой сложной ситуации, — убеждена завотделением ВРТ в ЦСМ.
У опытного врача-репродуктолога есть сотни историй, когда вопреки состоянию здоровья, возрасту и жизненным обстоятельствам бесплодные пары становились счастливыми родителями. Валентина Медведева, кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог, репродуктолог с 10-летним стажем, заведующая отделением ВРТ екатеринбургского «Центра семейной медицины», рассказала о трех парах, убедившихся в том, что в жизни есть место чуду.
справка
ЦСМ неоднократно выступал пионером в области репродукции. Так, в 2001 г. он первым в регионе создал криобанк половых клеток и эмбрионов человека. В 2005 г. в его стенах впервые в отечественной и мировой практике была реализована программа «Посмертной репродукции». В 2011 г. благодаря специалистам ЦСМ на Урале впервые родился ребенок у супружеской пары, в которой муж в течение 12 лет был прикован к креслу-коляске из-за тяжелой травмы позвоночника. С 2014 г. «Центр семейной медицины» включен в программу обязательного медицинского страхования (ОМС) по программе ЭКО в Свердловской, Курганской, Челябинской областях.
Травма — Инвалидная коляска — Рождение маленькой «морячки»
— В 2018 г. к нам обратилась молодая супружеская пара: ей 30 лет, ему — 34 года. Они были вместе с 2010 г., хотели детей, но беременность не наступала. Ситуацию усугубило несчастье: из-за перелома позвоночника у мужчины начался нижний парапарез — неврологический синдром, характеризующийся ослаблением силы мышц ног. Он был прикован к инвалидной коляске.
В подобных ситуациях сперматогенез у мужчин блокируется, поэтому мы не нашли в эякуляте пациента сперматозоидов. Но сегодня безвыходных ситуаций в репродуктивной медицине в разы меньше, чем несколько десятилетий назад.
Мы выполнили биопсию яичка (micro-TESE): тонкой иглой под наркозом забрали у пациента сперматозоиды из ткани органа. Проверили и убедились: они пригодны для оплодотворения в программе ЭКО.
В 2019 г. провели программу. Оплодотворили 17 яйцеклеток, взятых у пациентки, и на пятый день получили шесть эмбрионов хорошего качества. Одного перенесли в полость матки, оставшиеся пять заморозили.
Как сейчас помню, женщина пришла на перенос, держа в руках костюмчик моряка, и попросила нас «сделать» мальчика. Она забеременела с первой же попытки и 9 мая 2020 г. самостоятельно родила здоровую девочку.
В конце 2021 г. эта семья вернулась в нашу клинику, чтобы спланировать повторную беременность. Возможно, на сей раз родится морячок.
В коридорах «Центра семейной медицины» размещены десятки фотографий малышей, которые появились на свет благодаря его докторам и вспомогательным репродуктивным технологиям
Три ЭКО — Отказ от донорских яйцеклеток — Материнство в 42 года
— Мы нередко работаем с пациентами из старшей репродуктивной группы. В прошлом году к нам обратилась веселая, общительная рыжеволосая красавица 1980 года рождения. Два брака, ни в одном из которых беременность не наступала. Три операции, три ЭКО, не давшие положительного результата, и настоятельная рекомендация врачей использовать яйцеклетки донора. С собственными яйцеклетками пациентки эмбрионы не формировались или формировались очень слабые. К сожалению, так нередко бывает, ведь с возрастом у женщин снижается качество яйцеклеток. Однако к «сценарию» с донорским материалом семья была не готова.
Мы изучили историю женщины и заподозрили наличие патологии слизистой оболочки полости матки — эндометрия. Рекомендовали ей гистероскопию — инструментальное обследование полости матки. Сначала пациентка этому сопротивлялась, но в итоге доверилась нам и согласилась.
После процедуры, проведенной в хирургическом отделении ЦСМ, женщина буквально прибежала к нам с заключением в руках. Наши подозрения оправдались: стенки матки были склеены соединительной тканью, так что никакой эмбрион там бы не прижился. Во время гистероскопии синехии были удалены.
Мы сменили короткий протокол стимуляции на длинный и на пятый день получили шесть эмбрионов хорошего качества. Их пришлось заморозить из-за высокого риска гиперстимуляции. При этом осложнении у пациента повышается проницаемость сосудов, жидкость начинает перемещаться в брюшную полость, в легкие, в сумку сердца, что чревато летальным исходом. При подозрении на гиперстимуляцию мы всегда предпочитаем ждать.
Несмотря на «объективные обстоятельства», женщина буквально рыдала. Однако уже в следующем цикле мы сделали ей перенос и она забеременела. В январе 2022 г. наша 42-летняя пациентка впервые стала мамой: у нее родилась рыжеволосая Александра.
Супруги уже планируют «поход» в нашу клинику за вторым ребенком.
Акушеры-гинекологи Полина Лыч и Валентина Медведева с детьми, появившимися на свет благодаря ЦСМ
Разочарование — Скепсис — Торжество оптимизма и ВРТ-технологий
— Как сказал Уинстон Черчилль, «пессимист видит трудности при каждой возможности, оптимист в каждой трудности видит возможность». Репродуктолог не может быть пессимистом, иногда только на энтузиазме врача и проходит вся программа ЭКО.
Пациентка пришла к нам для проведения ЭКО по ОМС. У нее за плечами были неудачи в ЭКО, а в глазах настороженность и недоверие. Мы ее дообследовали, разработали новый план работы и приступили к его реализации.
Перенос, две недели ожидания и слова пациентки: «Так ведь опять не получится». Я: «Почему вы так думаете?». В ответ — отсылка к предыдущему неудачному опыту.
Первая победа и долгое ожидание первого УЗИ. Пациентка приходит в назначенное время со словами: «Ну что, плодного яйца же нет?». Отвечаю: «Почему? Вот же оно долгожданное чудо — плодное яйцо».
Пациентка перед следующим УЗИ: «Сердце, наверное, не бьется?». Я: «Не дождетесь — малыш уже даже пританцовывает!».
Спустя время мы передали пациентку в заботливые руки акушера-гинеколога Полины Германовны Лыч. Она благополучно выносила и родила чудесную девочку. Оптимизм победил, все счастливы!
Некоторым семьям годами приходится идти к своей мечте о ребенке. Главное — не опускать руки. Пусть каждый малыш дождется своего аиста, а мы, специалисты «Центра семейной медицины», можем его поторопить.