Подписаться
Курс ЦБ на 22.11
100,67
106,07

От пандемии до спецоперации. Что происходит с перевозкой грузов в РФ

От пандемии до спецоперации. Что происходит с перевозкой грузов в РФ
Иллюстрация: pixabay.com

«Если тот же КАМАЗ будет справляться с объемами и требованиям к качеству и если он соответствует европейским конкурентам, — какая мне разница, на чем перевозить грузы?»

Логистика в России и других странах вновь столкнулась с серьезными проблемами. О том, что происходит в отрасли, которая находится «в шоке» как минимум с начала пандемии, DK.RU рассказал один из ведущих экспертов в области логистики, сооснователь группы транспортных компаний DIAZAN Динар Хабибуллин.

О последних политических и экономических событиях

— На 2022 год мы заморозили все новые проекты. Пока пережидаем период неопределенности, потому что на бизнес, связанный с перевозками, давит и действует очень много факторов. Это и скачок курса доллара, который сделал покупку автомобилей неактуальными, и ставшие неподъемными лизинги и кредиты. Более того, у нас и так были задержки с поставкой техники, которую от нас поставляли с отсрочкой на год — это общемировая ситуация. А сейчас мы просто не понимаем, какая техника будет доходить до России.

Конечно, сегодня государство заинтересовано в том, чтобы как можно быстрее развивать экономику и внутреннее производство. Мне кажется, страну может вывести на новый уровень самообеспечения именно малый и средний бизнес, возможности для этого есть, просто нужно будет потрудиться и все это реализовать.

Если тот же КамАЗ будет справляться с объемами и требованиям к качеству — какая мне разница, на чем перевозить грузы, если по технико-экономическим показателям он соответствует своим европейским конкурентам?

О последствиях пандемии

— Я думаю, за последние два года безвозвратно поменялась сама логистическая цепочка, вместе с ней изменилась и модель продаж. Сейчас растет объем перевозок в мире, это происходит потому, что некоторые рынки в пандемию оказались просто заморожены. Карта бизнеса изменилась колоссально и назад, мне кажется, уже не вернется.

Более того, резкое изменение рынка, произошедшее после событий конца февраля, сегодня еще сильнее трансформирует рынок перевозок. Каким он станет, можно будет ответить только через некоторое время. Думаю, ряд перевозчиков изменит свои бизнес-модели.

В качестве максимально актуального примера можно привести перевозку ПЦР-тестов для выявления коронавирусной инфекции. Все мы прекрасно знаем, каков процент ошибочных результатов, выдаваемых тестами. Медики считают одной из основных причин этого неправильный температурный режим во время транспортировки. Мир меняется, на перевозках это сказывается мгновенно, меняя рынок и усиливая конкуренцию.

О мировом логистическом кризисе

— Произошло полное переформатирование всех каналов поставок и производителей. Китай чуть раньше остального мира выскочил из пандемии и стал наращивать производственные мощности, что спровоцировало сдвиг на рынке. Это ударило по всей мировой экономике — все началось со сбоев в поставках, перетекло на производство и дошло в итоге до автоперевозок.

Мы сталкиваемся с тем, что на границах возникают проблемы с проездом из-за особых мер. К примеру, погранпереходы с Китаем пересекать бывает сложно, просто потому что таможенные службы с обеих сторон не справляются с резко возросшим потоком машин.

Европейские и американские порты из-за антиковидных мер, в первую очередь требований к санитарной обработке грузов, не могли в штатном режиме разгружать морской транспорт. Корабли неделями стоят в акватории, ожидая своей очереди. Тогда производители из Китая начали все, что возможно, отправлять железной дорогой. Но и здесь перевозки быстро достигли своего максимального объема. Тогда очередь дошла до автоперевозчиков. Это просто огромный поток, с которым не справляемся и мы, и пограничные службы. Таким образом, произошел мировой кризис логистики по всем сегментам рынка доставки грузов. Нынешняя политическая ситуация осложнила ситуацию еще больше.

О вариантах развития рынка

— Эксперты считают, что следующая десятилетка ознаменует начало эры логистики. Логистика станет новой нефтью. В отрасль уже зашли такие гиганты, как Ali Baba, Amazon, Wildberries, это следствие быстро разрастающегося рынка e-commerce. И в ближайшее время этот тренд будет расти.

У России, если говорить о будущем росте отрасли, есть неоспоримые плюсы, в первую очередь это транзитный потенциал. Если использовать все географические возможности, которые есть у нас, это станет мощным толчком для всей экономики, несмотря на происходящее в мире. Представьте, какой трафик идет из Китая, и все это может пройти через нас. Этим можно воспользоваться. Еще один плюс, и это уже наша заслуга, цифровизация и диджитализация, тут российская логистика на очень высоком уровне. Если сравнить с оцифровкой логистики в других странах, то можно смело говорить, что Россия лет на пять-семь убежала вперед от Европы и Америки. Да, есть неповоротливая бюрократическая система, в частности на погранпереходах, но это нынешняя ситуация из-за происходящего кризиса.

Сейчас самый актуальный вопрос в логистике — это скорость доставки, чему способствует и нарастающий дефицит транспорта. Здесь надо ориентироваться на Китай и наблюдать, как там трансформируется рынок. Схема загрузки и маршрутов уже другая, нежели два года назад, и она будет и дальше совершенствоваться.

Напомним, в 2021 г. о контейнерном кризисе заговорили во всем мире. Принято считать, что в начале 2020 г. контейнеры уехали с китайским товаром в США, затем остались в закрывшихся на карантин портах. И к моменту, когда Китай вернулся к докарантинному уровню производства, просто не вернулись обратно. Это спровоцировало скачок интереса к автологистике.

«Коммерсантъ» пишет, что ОАО РЖД в декабре 2021 г. перевезло миллионный транзитный контейнер при плане в 850 тыс. TEU. Грузовые авиаперевозки выросли в октябре 2021 г. на 9,4% на фоне сокращения ценового спреда между авиацией и морем: до кризиса это было 12,5 к 1, в конце 2021 г. — 3 к 1.

В «РЖД Логистике», подводя итоги 2021 г., констатировали, что сильнее всего в прошедшем году ощутил турбулентность сегмент морских перевозок, стоимость которых по сравнению с началом 2020-го выросла в шесть раз, а срок доставки — в два-четыре раза из-за заторов в портах на фоне возросшего спроса.

Подтверждали это и в транспортной группе Fesco: разбалансировка цепочек поставок привела к росту простоев судов, нарушению расписания и задержкам с доставкой грузов. Грузовладельцы искали варианты ускорения доставки, использовали новые маршруты — наблюдался активный рост потока через порты Дальнего Востока.

Остроты ситуации добавил и мартовский инцидент с четырехсотметровым контейнеровозом Ever Given, перегородившим важнейшую транспортную артерию Земли, Суэцкий канал. Это стоило мировой логистике миллионы долларов в сутки.

Читайте также: Мировая логистика не сдается. 6 трендов, которые могут спасти доставку товаров в 2022 г.

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.