Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«Нужно драться за Свердловскую область. Иначе все ресурсы так и останутся в Москве»

«Нужно драться за Свердловскую область. Иначе все ресурсы так и останутся в Москве»
Иллюстрация: pixabay.com

Импортозамещение в промышленности на Урале буксует, разработки инноваторов не востребованы. Эксперты считают, что региону нужно перенимать опыт Минобороны по гособоронзаказу и усиливать лобби.

Новые санкции западных стран в отношении России актуализировали проблему импортозамещения в промышленности. Об этом шла речь на заседании комитета промышленности и инновационного развития Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области. Участники говорили о том, что место иностранных компаний, которые поставляют в Россию комплектующие и материалы, могли бы занять местные предприятия, которые ведут инновационную деятельность. Но последние годы работа таких предприятий оказывалась невостребованной на внутреннем рынке. Сейчас для того, чтобы помочь наладить кооперацию между потенциальными поставщиками и заказчиками, создается научно-технический совет при губернаторе и формируются различные электронные каталоги инновационных решений, которые предприятия из разных отраслей могут предложить друг другу.

В ходе заседания эксперты высказались о том, что мешало реализации проектов по импортозамещению раньше и что нужно сделать сейчас, чтобы исправить ситуацию. DK.RU приводит самые интересные тезисы.

«Малые предприятия лучше чувствуют рынок»

Председатель совета главных конструкторов Свердловской области, экс-директор НПО Автоматики Леонид Шалимов отмечает, что крупные предприятия неохотно сотрудничают с малым бизнесом, который занимается инновационными разработками. Но зачастую именно благодаря таким компаниям удается решить сложные конструкторские задачи.

Леонид Шалимов Леонид Шалимов
председатель совета главных конструкторов Свердловской области
Импортозамещение — это песня без конкретного припева. Эта проблема была известна много лет, но действий не предпринималось. Простой пример: сейчас Газпром и другие крупные компании используют зарубежное оборудование. Высокотехнологическое предприятие не может просто так прийти к газовикам или нефтяникам и предложить свое решение. Они говорят: «Ты покажи мне продукт, а я решу, буду ли у тебя его брать». Но как предприятие может показать то, что никогда в жизни не производило?

При этом мы знаем, что в армии современное вооружение сделано российскими предприятиями. Более того: в системах управления баллистических ракет и даже «Союза-2», который возит космонавтов, нет ни одного электронного элемента, привезенного из-за рубежа. Поэтому, я думаю, нужно перенимать опыт работы министерства обороны по гособоронзаказу. Оно формулирует конкретное техническое задание — что сейчас нужно для работы той или иной корпорации. А предприятия, которые имеют соответствующие компетенции, могут участвовать в конкурсе. На реализацию проекта из бюджета или из средств корпорации выделяется определенное финансирование.

В Свердловской области пытались заниматься импортозамещением, но много хороших проектов не было доведено до конца. Сейчас проблема может возникнуть и с проектами, которые уже реализуются. Например, у нас есть договор по локализации поездов «Ласточка» на заводе «Уральские локомотивы». Концерн Siemens, который разработал эти поезда, прекратил поставки в Россию. Необходимо сформировать детали, чтобы заместить импортные. Могут ли это сделать наши предприятия? Могут. Я еще два года назад говорил об этом в присутствии губернатора и Дмитрия Пумпянского.

У меня был хороший опыт работы с малым и средним бизнесом. На территории НПО Автоматики был технопарк «Приборостроение». Я прекрасно понимал, что в малых предприятиях работает 2-3 конструктора. Но такие компании очень динамичны и лучше чувствуют рынок. В работе предприятий ОПК какая-то гражданская инновационная тема могла занимать не более 3% от общего объема продукции, поэтому если дело не «выгорало» — не страшно. Для малого бизнеса это совсем другие последствия.

Иногда я подключал к малому предприятию до 40-50 своих конструкторов. В чем был мой интерес? У нас были жесткие договоренности, что если рынок становится достаточно большим — мое предприятие может в любой момент воспользоваться документацией, разработанной на малом предприятии. И мы продолжали бы работать в связке. В итоге масса вопросов была решена благодаря сотрудничеству с малым бизнесом. И то, что делал НПО Автоматики на рынке гражданской продукции, было достаточно конкурентно. Это и система управления дизель-генераторами, и модульные кабины для современных электровозов, и многое другое.

Сейчас я стараюсь позиционировать совет главных конструкторов Свердловской области как мостик между наукой и промышленными предприятиями. Но могу четко сказать, что пока попытки безуспешны. Приезжаю на предприятие, рассказываю про наши компетенции, но интереса почему-то не вижу. Поэтому мне пока сложно оценить инициативу по созданию научно-технического совета при губернаторе. Все будет зависеть от того, каким смыслом он будет наделен.

«В Челябинске пытаются продвинуть каждую разработку. У нас — тишина»

Заместитель директора института машиноведения УрО РАН Андрей Калинин считает, что нужно уделить больше внимания лоббированию интересов Свердловской области на федеральном уровне. Без должной административной поддержки даже самые прорывные разработки могут так и не внедрить в производство.  

Андрей Калинин Андрей Калинин
заместитель директора института машиноведения УрО РАН
Мы постоянно сталкиваемся с тем, что передовые научные разработки тормозятся административными ресурсами. Приведу классический пример. Свердловские разработчики в области металлокомпозитов сегодня опережают по многим показателям коллег из других регионов России. Создаются интересные материалы. Например, это металлокомпозиты, которые помогают организовать защиту от жестких излучений (гамма-излучений, нейронного излучения) и по эффективности превосходят существующие материалы. У науки есть мощности для производства этих материалов. А в Екатеринбурге находится головной офис всероссийской организации по защите от жестких излучений.

Казалось бы, все складывается хорошо. Материалы опробовали в промышленности — они прекрасно обрабатываются. Как только вышли на федеральный уровень с инициативой начать серьезное производство, возмутились представители Карелии: «Мы традиционно производим эти чугунные тюбинги и емкости для хранения радиоактивных отходов. У нас теперь из-за амбиций Свердловской области будет расти безработица?». После этого тему закрыли и ни копейки финансирования на дальнейшие разработки больше не выделялось. И никто из Свердловской области не попытался нас отстоять.

Один уважаемый человек говорил, что авиационные конструкторы при Иосифе Виссарионовиче кусались за бюджет так, что «Игра престолов» отдыхает. Мы должны понимать, что это не потеряло свою актуальность. Если мы хотим развивать нашу область, Екатеринбург — нужно так же драться за бюджет. Иначе все ресурсы так и останутся в Москве и Санкт-Петербурге.

Однажды наблюдал картину, как один из губернаторов на мероприятии в Москве подбежал к представителям своего региона, схватил за руку и повел к сотрудникам федерального министерства что-то обсуждать и подписывать бумаги. А мы постоянно сидим как бедные родственники. Я считаю, что перед органами власти Свердловской области этот вопрос должен быть поставлен. На днях приезжали представители Челябинской области, после общения с ними стало грустно. У них пытаются продвинуть каждую разработку, с ними рвутся даже в Японию и Германию. У нас — тишина.

И еще одно предложение. На федеральном уровне есть военно-промышленная комиссия, которая координирует государственную политику в сфере промышленного комплекса и занимается мобилизацией экономики для гособоронзаказа. Почему бы не создать в Екатеринбурге подобную комиссию, которая занималась бы мобилизацией предприятий и внедрением созданных в регионе разработок в производство?

Читайте также на DK.RU: «Почти все комплектующие можно заменить российскими аналогами. Примеры уже есть»

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.