Люди не хотят, банки придираются. В России резко снизилось потребительское кредитование
Объем потребительских кредитов, самых выгодных для банков, упал в два раза в сравнении с февралем. Брать у банка в долг под 30% годовых решаются немногие, но и их «фильтруют» очень тщательно.
Выдача потребительских кредитов в России в начале марта снизилась в два раза в сравнении с февралем. Отметим, это самый доходный сегмент банковского бизнеса. Из данных «Эквифакса» следует:
Точкой перелома для многих кредиторов стало 26 февраля, когда выдачи снизились более чем на 60% (к предыдущей субботе 19 февраля), что было отчасти компенсировано в последующие дни. Следующей точкой перелома стало 1 марта, когда после некоторого восстановления рынок зафиксировался на уровне 50% от выдач в феврале, — рассказал представитель бюро, не раскрывая при этом конкретных данных о количестве и объеме выданных потребкредитов.
По данным бюро за февраль, банки страны одобрили россиянам почти 2 млн потребкредитов на 487,9 млрд руб. Исходя из этого можно предположить, что за первые две недели марта были одобрены около 500 тыс. кредитов. Последнее резкое снижение кредитования фиксировалось в апреле 2020 г., тогда в России была введена самоизоляция, банки одобрили за месяц 550 тыс. кредитов наличными, уже в мае займов стало больше, 712 тыс.
Кроме того, «Эквифакс» выявил признаки серьезного ужесточения требований банков к заемщикам. Средняя сумма выдаваемой ссуды в первые недели марта упала до 130 тыс. руб., что на 46,8% уступает средним февральским значениям. Средний срок кредита сократился с 32 до 23 месяцев, ставка по необеспеченным ссудам подскочила с 17 до 30% годовых.
Национальное бюро кредитных историй не раскрывает данных по выдачам кредитов, но сообщает, что в первую неделю марта было зафиксировано сокращение заявок физлиц на кредиты в банках на 53% по сравнению с тем же периодом 2021 г. и на 55% в сравнении с февралем этого года.
И заемщики, и банки в условиях неопределенности и резкого роста ключевой ставки стараются не совершать резких движений и более склонны к занятию выжидательной позиции. По нашему мнению, в ближайшие месяцы рост ставок в результате санкционного давления станет определяющим фактором для кредитного рынка, где можно ожидать существенного спада, сравнимого с карантинными апрелем – маем 2020 года, — сказал директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Напомним, Запад ввел многочисленные санкции после 24 февраля, когда Россия начала военную операцию в Украине. Новые меры коснулись в том числе валютных резервов Центробанка и крупных банков страны. 28 февраля ЦБ поднял ключевую ставку до рекордных 20% (ранее она составляла 9,5%).
Динамика могла бы быть более позитивной, если бы она не сопровождалась девальвацией рубля, ростом цен и уходом с рынка многих зарубежных производителей и продавцов, — прокомментировал РБК ситуацию управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.