«Надеемся, шторм утихнет». Как сохранить производство деталей из титана и не опустить руки
«Цены на сырье для нас выросли практически на 50%. Под угрозой — обязательства по контрактам. Готовы к разным вариантам». Алексей Миночкин — о возможностях развития предприятия в эпоху санкций.
Из-за геополитической ситуации в последние недели большинство предприятий Свердловской области столкнулось с экономическими сложностями. И это не только компании, работа которых зависит от покупательской способности граждан, но и заводы, которые поставляют свою продукцию промышленным гигантам. В их числе — Исетский кузнечно-механический завод. Из-за того, что цены на титановые слитки, которые они закупают для обработки, выросли практически в полтора раза, под угрозой оказалось выполнение обязательств по контрактам.
Несмотря на возникшую ситуацию, руководство предприятия не забрасывает планы по своему развитию — рассматривает возможность увеличения объема заказов с помощью мер государственной поддержки и старается выстроить диалог с одним из промышленных гигантов региона. О том, зачем компании, занимающейся продажей продукции из титана, понадобилось собственное производство и как не забросить планы по развитию в кризис, в интервью DK.RU рассказал директор Исетского кузнечно-механического завода Алексей Миночкин.
Справка DK.RU
Завод строили с нуля. Выбрали площадку в Большом Истоке. У нее очень удобное расположение, близко к выезду на ЕКАД. Сейчас там работает два наших цеха — на 1,5 тыс кв. м. и 400 кв. м. Приобрели кузнечное оборудование: молот, манипулятор, стан, печи. Начали заниматься опытно-конструкторскими работами, сотрудничать с институтами. У нас уже было понимание круга потребителей титановой продукции. Мы этот круг стали расширять. За пять лет выросли в 4-5 раз по объемам реализации продукции.
Как удалось наладить сотрудничество с «Росатомом», «Алмаз-Антеем» и другими гигантами?
— Тут ничего необычного не происходило. Приезжали к представителям этих компаний, рассказывали о своей продукции, предлагали попробовать. Начинали отгружать продукцию с каких-то минимальных объемов. Со временем люди понимали, что мы способны предоставить действительно конкурентную продукцию на этом рынке, и мы расширяли сотрудничество.
Я думаю, имели значение два фактора. Во-первых, мы не ставили ограничения по объемам, были готовы поставлять от 1 кг продукции. В то же время крупные предприятия в этой отрасли, имеющие большую долю на международном рынке, предлагают заказчикам большие партии. Например, 300-500 кг вместо необходимых 100 кг. Поэтому некоторым партнерам оказалось удобнее сотрудничать с нами.
А во-вторых, у заказчиков есть опасения нарваться на контрафактную продукцию. Раньше было много недобросовестных трейдеров. Они покупали на вторичном рынке невостребованную продукцию и пытались обелить, выдавая, например, за сертифицированную продукцию ВСМПО-Ависма. Когда приходит небольшой, но завод, который предоставляет легитимный сертификат с отметкой крупнейшего межотраслевого материаловедческого центра страны НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ КМ «Прометей» о том, что продукция ответствует отраслевым стандартам, отношение заказчика меняется в лучшую сторону. У нас на предприятии постоянно ведется научная работа. Есть технологи, высококвалифицированный персонал, который может разработать и добиться определенного качества и механических свойств продукции.
Сейчас у нас два поставщика — Ступинская металлургическая компания и Чепецкий механический завод. Все наши изделия сделаны из их сырья. Мы давно пытались наладить отношения с еще одним потенциальным поставщиком — ВСМПО-Ависма, много раз подходили к ним на отраслевых выставках и отправляли письма, но так и не сложилось. Обратились за помощью в региональное правительство — надеюсь, что они помогут решить этот вопрос. И деньги будут оставаться внутри региона.
Не помешают ли этим планам введенные санкции?
— Действительно, из-за экономической ситуации мы, как и многие, столкнулись с определенными трудностями. Магниевый комбинат в Соликамске, который выпускает титановую губку для наших поставщиков, продолжает считать себестоимость своей продукции, опираясь на доллары США. Поэтому цены на сырье для нас выросли уже практически на 50%. Но, к сожалению, наши заказчики могут повысить цены на продукцию только в пределах индекса-дефлятора.
Сейчас идет много информации, что Минпромторг РФ и другие органы пытаются навести порядок с ценами на внутреннем рынке. Мы надеемся, что государство вмешается в ситуацию и отрегулирует цены. В противном случае для нас это, мягко говоря, нерадужная перспектива.
Как будете корректировать работу предприятия, если ситуация не нормализуется?
— Есть разные варианты. Можно заняться освоением других металлов — жаропрочных сплавов и нержавеющих металлов, но на это нужно время. Можно заняться более глубокой переработкой металлов и делать продукцию более высокой степени готовности. Это будет приносить меньше прибыли, но позволит сохранить рабочие места.
Сегодня на предприятии трудится 40 человек и наша задача — сохранить коллектив. Именно благодаря ему мы выдерживаем конкуренцию на рынке. А она достаточно серьезная. Сейчас в России работают четыре крупных игрока, еще достаточно большая доля рынка занята металлотрейдерами. Последнее время на лот в тендерах заявляется по 7-9 участников.
Сложно сейчас найти хороших специалистов на производство?
— Да. На протяжении нескольких лет мы не могли найти в штат слесарей, которые смогут оперативно ремонтировать промышленное оборудование. С кузнецами тоже проблема. Приходилось даже звать специалистов из других регионов.
Сейчас есть реальный дефицит по рабочим специальностям. В СССР его не было, потому что молодежь брали на заводы и обучали. Сейчас это нечастая практика. У специалистов на рынке тоже достаточно высокие запросы. Мы столкнулись с тем, что даже от зарплаты в 80 тыс. руб. люди отказывались. Поэтому стараемся держать зарплаты сотрудников на высоком уровне, сделали хорошие премии кузнечной бригаде. У меня в некоторые месяцы начальник кузнечного цеха получает больше директора.
Наверняка все знают печальную историю с Заводом элементов трубопроводов в Большом Истоке. Несколько лет назад он обанкротился, закрылся, много людей осталось без работы. Мы трудоустроили к себе семь человек. У некоторых была настолько тяжелая ситуация, что они теряли жилье. Мы как социально ориентированное предприятие им помогали.
Вы говорили, что обращались в региональное правительство, чтобы они помогли вам организовать кооперацию с ВСМПО-Ависма. А какие-то меры поддержки в связи со сложившейся экономической ситуацией вам предложили?
— Разговор у нас был до обострения геополитической ситуации. Но нам действительно предложили несколько мер поддержки, которыми мы бы хотели воспользоваться для развития предприятия. Это льготное кредитование. Кроме этого, нас познакомили с ребятами из «Титановой долины» и предложили стать резидентами.
Чем вам интересен статус резидента?
— Эта история хорошо вписывается в планы нашего развития. Мы планируем расширять объемы производства. Многое из необходимого нам оборудования сейчас, к сожалению, не производится в стране. Поэтому мы смотрим на восток, сотрудничаем с Китаем. До спецоперации в Украине мы успели приобрести новый кузнечный манипулятор. Китайские партнеры оперативно нам его изготовили и доставили. В планах было приобретение большого кузнечного ковочного пресса. Но с этими задумками пришлось повременить.
«Титановая долина» предлагает интересные условия: чтобы не терять деньги на таможенные платежи и НДС, можно воспользоваться хорошими льготами. А поскольку мы работаем легально, нам интересно снизить отчисления по налогу на прибыль. Сейчас это бы здорово поддержало предприятие. Кроме этого, если говорить о расширении производства, на площадке «Титановой долины» уже есть инженерные и энергетические мощности.
Мы со своей стороны должны обеспечить определенный уровень инвестиций, порядка 120 млн руб. Я думаю, что с учетом стоимости нашего оборудования и вложений в капитальное строительство мы этим условиям отвечаем. Надеемся, что шторм утихнет, ситуация стабилизируется и мы с удовольствием воспользуемся этим предложением.