Агрегаторы такси будут передавать данные в ФСБ в режиме реального времени
Минтранс предложил агрегаторам такси госрегулирование цен на такси и давно запрашиваемые ими поправки, но с одним дополнением — данные пользователей будут передаваться в ФСБ.
Новый законопроект о такси предполагает, что агрегаторы будут передавать в ФСБ данные о своей работе в режиме онлайн, сообщает РБК. Соответствующая поправка закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» была предложена Минтрансом РФ.
Согласно нововведениям, службы заказа легкового такси обязаны предоставить ФСБ «автоматизированный удаленный доступ» к своим информационным системам и данным. Речь идет о данных, «используемых для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси». Детали — к какой именно информации и зачем нужно будет предоставить доступ, в тексте законопроекта не приводятся.
Помимо контактов с ФСБ закон предлагает ввести минимальный тариф на перевозку пассажиров и багажа, ограничить количество легковых такси для каждого региона, обязать устанавливать устройства контроля за вниманием и усталостью водителя, ввести ответственность агрегаторов в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира, если у водителя не было разрешения или оно было аннулировано. Также будут введены региональные реестры перевозчиков, легковых такси и служб заказа легковых такси. Агрегаторы будут обязаны открывать представительства в регионах присутствия, заключать договор с самозанятыми.
Подлинность законопроекта подтвердил представитель «Ситимобила» и председатель Общественного совета по развитию такси в регионах России Ирина Зарипова. По ее словам, новая версия законопроекта в ближайшее время будет внесена в Госдуму. «При создании законопроекта учитывались мнения игроков рынка такси», — утверждает она. Сейчас вопросы оказания услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа самозанятыми гражданами без образования юрлица или регистрации в качестве ИП в законодательстве не урегулированы.
Работа над законопроектом, регулирующим работу такси в России, ведется уже несколько лет. В 2015 г. ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью пассажира, его багажу, ручной клади при перевозке легковым такси уже предлагалось возложить на водителя. Однако эта редакция встретила резкую критику со стороны ГПУ администрации президента и представителей крупных игроков рынка. Спустя год агрегаторы такси подготовили свою версию поправок к проекту, в которой предложили разрешить оформлять самозанятых на работу, исключить госрегулирование цен, искусственное ограничение количества легковых такси, закрепить возможность использования современного ПО вместо тахографов. Также участники рынка высказывали готовность выплачивать до 2 млн руб. пострадавшим в ДТП. Но и эти предложения не были приняты правительством РФ.
Представитель «Ситимобила» говорит, что сейчас они не хранят данные о поездках пользователей. В остальном новый законопроект «во многом повторяет отклоненные ранее редакции, в том числе получившие негативные отзывы участников рынка». Зарипова считает, что регулирование рынка такси необходимо, но с учетом текущей экономической ситуации принятие законопроекта лучше было бы отложить до осени:
Мы надеемся, что новая редакция законопроекта не будет вводить ограничительные и затратные меры для участников отрасли, которые будет сложно выполнить в текущих экономических условиях. Мы считаем важным найти компромиссный вариант регулирования, который позволит обеспечить безопасность поездок, но при этом не приведет к резкому «сжатию» сферы такси. Когда экономическая ситуация ухудшается, некоторые люди идут подрабатывать или работать в такси, поэтому мы, возможно, будем наблюдать приток новых водителей в пока что незарегулированную сферу. С другой стороны, есть опасения, что при принятии законопроекта в его обсуждении будет участвовать намного меньше компетентных экспертов и представителей агрегаторов, так как развитие бизнеса сейчас практически не интересует таксопарки, их интересует только тема лизинга, антикризисных мер.
Законопроект уже согласовали Минюст, Ространснадзор, Минтруд, Минфин, Минэкономразвития, Минпромторг, ФНС и Минздрав. Представитель Минюста сообщил, что проект находился на рассмотрении у ведомства, а «заключение по результатам проведения его правовой и антикоррупционной экспертизы было направлено в Минтранс».
Как ранее рассказывал DK.RU, акционеры сервиса Ситимобил приняли решение о прекращении деятельности компании, при этом сервис каршеринга Ситидрайв продолжит работать.