Россияне массово подают заявки на регистрацию Dior, IKEA и Audi
Несколько десятков заявок на регистрацию известных на весь мир брендов поступило в последние недели в Роспатент. Бизнесмены считают «Почему нет?», но у юристов иное мнение.
В Роспатент в последние недели было подано несколько десятков заявок с попыткой регистрации известных на весь мир брендов, от Dior до Visa, пишет РБК. Юристы говорят, что оформить на себя известные марки компаниям и частным лицам не удастся.
Всего обнаружено более 50 подобных обращений, российские бизнесмены претендуют на бренды платежных систем Mastercard и American Express, автомобилей Audi и Mercedes-Benz, фэшн и бьюти брендов, например, Levi's и Christian Dior, а также Shiseido и Clarins. Фигурирующие в заявках бренды несколькими неделями ранее заявили о частичной или полной приостановке работы в России.
Впрочем, не во всех заявках фигурирует полная копия имени бренда, есть случаи переработки торговой марки или копирование фирменного стиля. Так, было подано заявление на регистрацию бренда «Nezpresso», по нескольким классам системы международной классификации товаров (МКТУ), в том числе 07 и 11 (включают кофемолки, кофеварки и капсулы для кофе), при этом «Z вынесена в визуальный элемент логотипа, по аналогии с оригинальным Nespresso.
Кроме того, бизнес России попытался зарегистрировать марку «Идея» и «Идея Мебельная Фабрика», при этом были использованы цветовые решения и стилистика IKEA.
Больше всего обнаруженных заявок такого свойства (37, уточняет РБК) подали косметическая компания «Смарт Бьюти» и фармацевтическая компания «Биотекфарм-М». В обеих фирмах акционерами выступают Вадим Рябченко и Александр Герштейн. Несколько торговых знаков Рябченко регистрирует в качестве индивидуального предпринимателя.
Александр Герштейн пояснил, что на регистрацию известных на весь мир товарных знаков их с Рябченко вдохновил пример предпринимательницы из Москвы Екатерины Петруниной, которая подала заявку на регистрацию бренда «Макдональдс».
Кто нам мешает, если они уходят из страны? Это их выбор, — объяснил Герштейн.
Бизнесмен заявляет, что в случае регистрации крупного косметического бренда, например, L'Oreal Paris, они с партнером начнут развивать собственную компанию или производство товаров под такими марками, как Durex.
«Если мы ноунейм презервативы сделаем, вы в жизни не поймете разницу, потому что они изготавливаются из одного сырья, по тем же технологиям. И Durex выигрывает у нашего партнера просто потому, что это Durex. Ну я подумал, что нужно делать Durex на заводе нашего партнера», — размышляет предприниматель.
В иных случаях они собираются выдавать разрешения на использование товарного знака оригинальным владельцам, если те возобновят свою деятельность в России, либо продать бренд другим коммерсантам. Они также готовы передать марки государству в случае «национализации заводов иностранных компаний». Рябченко и Герштейн также подали заявки на регистрацию торговых знаков Facebook и Instagram (деятельность этих соцсетей признана экстремистской в России и запрещена, экстремистской организацией в России также признан и их владелец — Meta Platforms Inc.). С юристами вопрос не обсуждали, сказал Герштейн.
На регистрацию Mastercard, American Express и Audi подала заявки автономная некоммерческая организация «Агентство поддержки рынка интеллектуальной собственности» (АПРИС). Бренд Audi организация хочет зарегистрировать по классу 3 (товары парфюмерии и средства для уборки). А заявки на регистрацию Mastercard и American Express поданы по классу 9, что включает научные и исследовательские аппараты и инструменты.
На сайте организации указано, что АНО «АПРИС» ведет деятельность, направленную на повышение грамотности социальных предпринимателей и студентов в области регистрации и защиты интеллектуальной собственности. Президент АНО Адель Рустамов возглавляет комитет по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты Татарстана.
Генеральный директор студии дизайна и ремонта «Люксорта» Константин Куккоев подал заявку в Роспатент на регистрацию бренда «ИДЕЯ» в цветовом решении IKEA. По его словам, многие студии дизайна, проекты которых были «завязаны» на товары из IKEA, пострадали из-за решения компании приостановить работу в России. Пострадала и студия Куккоева:
Еще в прошлом году мы разработали около 74 интерьеров под мебель IKEA. Какие-то из них до сих пор в процессе реализации, какие-то только предстояло начать.
Если заявку на регистрацию одобрят, Куккоев планирует развивать под брендом «Идея» собственное производство, начав с продаж корпусной мебели.
Мне сейчас уже в любом случае написало много бывших поставщиков IKEA, рекламодателей и тех, кто занимается перевозками. Поэтому я не вижу причин, почему это может не получиться, — заявил он.
Юристы, специализирующиеся на патентном праве, убеждены, что с высокой долей вероятности шансов на регистрацию известных брендов у российского бизнеса нет. Управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков говорит, что зарегистрировать сходный знак при наличии уже зарегистрированного невозможно.
Основанием для отказа может стать авторское право или критерий «сходства до степени смешения», — соглашается патентный поверенный по товарным знакам Анастасия Спильник.
«Тот факт, что какие-то компании приостановили свою деятельность в России, не значит, что они прекратили свое существование и что в отношении принадлежащих им товарных знаков более не осуществляется правовая охрана», — говорит управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
Для попытки аннулирования регистрации товарного знака в связи с неиспользованием должно пройти три года. Правовой охраны эти бренды не лишатся и в случае ликвидации российских «дочек» международных компаний.
Советник по правовым вопросам юридической группы «Совет» Владислав Журавлев напоминает, что в России действует международная Мадридская система регистрации товарных знаков — владельцы товарных знаков получают возможность охраны принадлежащих им брендов в нескольких странах-членах Мадридского союза. Также есть соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, который регулирует базовые стандарты по охране интеллектуальной собственности.
Юристы также отмечают, что шансы на регистрацию были бы в том случае, если бы правительство России решило аннулировать всю интеллектуальную собственность «недружественных» стран, но «это из серии фантастики».
Ранее на DK.RU: Россияне с хорошим поведением смогут продолжать использовать запрещенные соцсети