Из-за эмбарго многие премиальные авто будут недоступны в России — даже Volkswagen Touareg
Корейские автоконцерны занимают четверть российского авторынка, китайские — около 10%. Уход западных игроков заставит их ускорить экспансию. Как перераспределятся бренды в стране — экспертное мнение.
События прошедших четырех недель запустили масштабную трансформацию автомобильного рынка. В списке последствий на сегодняшний день — усиление дефицита авто, рост цен во всех сегментах и перераспределение долей на рынке. Продолжение бойкотирования российского рынка западными партнерами и сохранение санкционного давления могут привести к тому, что к лету половину автомобильного рынка страны займут корейские и китайские производители, считает Сергей Власов, эксперт маркетплейса Банкавто. Он рассказал DK.RU о том, что сейчас происходит на рынке.
— На фоне новостей о военной спецоперации на Украине многие международные автоконцерны поддержали санкции, отказавшись от поставок автомобилей и комплектующих и остановив конвейеры на заводах в России, а курс рубля значительно упал. Эти факторы усилили тренды прошлого года — дефицит автомобилей на рынке и скачкообразный рост цен. Из-за ухода многих международных автоконцернов российских автолюбителей ждет сокращение ассортимента автомобилей в продаже.
Производители и импортеры в подвешенном состоянии
Заявлений об окончательном и бесповоротном уходе с рынка от большинства автопроизводителей мы до сих пор не услышали: многие выпустили обращения о приостановке производств на неопределенное время. Среди них — Volkswagen Group Rus (заводы в Калужской области и Нижнем Новгороде), Mercedes-Benz (Подмосковье), BMW (Калининград), Toyota, Nissan (Санкт-Петербург) и «Соллерс Форд» (Eлабуга). На этом фоне, однако, отличился французский автопроизводитель Renault, который заявил, что останавливает деятельность в России и решает, что делать с заводом в Тольятти.
Сейчас в России работает менее половины мощностей по выпуску легковых и легких коммерческих автомобилей.
Премиум на паузе
Среди импортеров, приостановивших ввоз машин в Россию, — Audi, Porsche, General Motors (Chevrolet и Cadillac), Jaguar Land Rover, Lexus, Volvo и др.
Из-за запрета ввоза в Россию автомобилей стоимостью более 50 тыс. евро из ЕС, США и Великобритании российским автовладельцам многие премиальные авто будут недоступны.
Покупатели лишатся Audi A6, A7 и A8, кроссоверов Q7 и Q8, а также всех S и RS моделей. У BMW в России под запретом окажутся кроссоверы X5, X6, X7, седаны от 5 Серии и все M-модификации. Из модельного ряда Jaguar Land Rover в России могут остаться только Jaguar E-Pace, Range Rover Evoque и Land Rover Discovery Sport. А Mercedes-Benz продолжит продавать некоторые версии компактных автомобилей A- и В-Класса, четырехдверного купе CLA и седана C-Класса.
Ассортимент Volvo в России может сократиться до трех моделей: это спортседан S60, кроссоверы XC40 и XC60. Что касается Porsche, Ferrari, Bentley, Lamborghini и Rolls-Royce, с учетом ценника их продукцию в России тоже не увидят. Стоит также отметить, что ограничения могут коснуться и некоторых представителей масс-маркета, таких как Volkswagen Touareg, чья стоимость в Германии начинается от 66 тыс. евро.
Под эмбарго также попали все машины американского производства, в том числе подержанные. Речь идет прежде всего о премиальных внедорожниках Jeep, Cadillac и Chevrolet, а также выпускаемых в США Nissan Pathfinder, Toyota Highlander, Mercedes-Benz GL и некоторых моделях BMW X серии и Infiniti. Кроме того, неофициально в нашу страну поставлялись электромобили Tesla.
Смена позиций
Главные кандидаты на восполнение ассортимента на российском автомобильном рынке, помимо отечественных марок, — корейские и китайские бренды. Сейчас производственные мощности АвтоВАЗа по понятным причинам недозагружены. Но если говорить о будущем, то концерн проблемы рано или поздно решит, а доля продаж марки LADA не только восстановится, но и вырастет, если западные бренды продолжат бойкот российского рынка. По той же причине, скорее всего, увеличат свою рыночную долю корейские и китайские автопроизводители.
Корейские автоконцерны уже сейчас уверенно занимают четверть российского авторынка: их продукция хорошо известна покупателям и пользуется спросом. Маловероятно, что корейские бренды откажутся от завоеванных лидерских позиций: достаточно оснований, чтобы предположить, что даже в случае ухудшения ситуации компании из Кореи попытаются найти обходные пути и остаться на рынке РФ.
В то же время многие китайские компании уже публично объявили, что находятся вне антироссийских санкций. Их доля на рынке меньше, но растет быстрее, чем у конкурентов из Кореи. Год назад — в январе-феврале 2021 года — топ-10 китайских брендов по объему продаж реализовали 10,7 тыс. новых машин. Это соответствовало доле рынка в 4,9%. А за первые два месяца 2022 г. количество проданных китайских машин возросло до 20,2 тыс., а доля — почти до 10%.
Самая продаваемая по-прежнему марка Haval (6,7 тыс. а/м, 3,3% рынка по итогам января-февраля 2022 г.). Ее продажи выросли за год почти в два раза. Chery увеличила объемы реализации до 5,7 тыс. машин, а долю — до 2,8%. Еще более высокие темпы роста показывают Geely (4,1 тысячи а/м, 2% рынка) и Exeed (1,8 тысячи, 0,9%). Первая увеличила продажи в 2,3 раза, вторая — 8,6 раза. Кроме того, на фоне взлета продаж китайских марок в 2021 г. на российский рынок могут потянуться и другие автопроизводители из Поднебесной (Foton, BYD, Saik). В сложившихся условиях есть все предпосылки к тому, что их запланированная ранее экспансия может быть быстрее и успешнее.
Кроме того, освободившееся на рынке место может привлечь и новых игроков: на российский авторынок могут выйти, к примеру, автоконцерны из Индии (Mahindra или ТАТА).
Западные производители, которые готовы уйти из России, занимают здесь около 20%. Это значит, что, наладив дополнительные поставки, корейские и китайские производители к середине года смогут вполне занять более 50% рынка. Если рассматривать более оптимистичный сценарий, при котором часть западных компаний возобновит поставки в России, увеличение доли азиатских поставщиков может оказаться чуть более скромным — до 40–45%.
В любом случае, поддерживая долгосрочные санкции в отношении России, западные бренды рискуют не просто уступить азиатским концернам, а потерять свои позиции на рынке. Для возвращения им нужно будет пересматривать комплектации и адаптировать модельный ряд под новые реалии и изменившиеся привычки, возможности и требования российских покупателей. Это займет время, которое будут активно использовать азиатские производители, расширяя свой ассортимент.
>>> Читайте также на DK.RU: «Как голый нерв, всегда в тонусе». Как живут автодилеры, когда машин нет, а спрос высокий