Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«Для российских предпринимателей освободилась ниша. Но им будет не так-то просто»

«Для российских предпринимателей освободилась ниша. Но им будет не так-то просто»
Иллюстрация: Департамент информполитики области

«Ассортимент в магазинах сейчас пересматривается в сторону замещения ушедшей с рынка импортной продукции отечественной. Но «модные тенденции» часто диктовали именно зарубежные бренды».

Ажиотаж в магазинах Екатеринбурга, возникший на фоне санкций и падения курса рубля в начале марта, постепенно спадает. Но цены на продукты и товары повседневного спроса до сих пор остаются одной из главных тем для обсуждения. А зарубежные компании одна за другой продолжают выступать с заявлениями о приостановке своей работы в России. Своим мнением о том, как ситуация будет развиваться дальше и как ритейл будет реагировать на снижение платежеспособности населения, с DK.RU поделилась доцент кафедры логистики и коммерции Уральского государственного экономического университета Светлана Царегородцева.

Об ажиотаже в магазинах

«Для российских предпринимателей освободилась ниша. Но им будет не так-то просто» 1— Последние несколько недель жители города массово скупали в магазинах сахар и крупы. Такой ажиотажный спрос на продукты питания первой необходимости с длительным сроком хранения мы всегда наблюдаем в кризисные времена. Это объясняется психологией и паникой среди населения, а новости эти панические настроения подогревают. Но, как любой ажиотаж, он постепенно проходит. И уже сейчас мы видим, что полки в торговых сетях — полны товарами. Есть и соль, и сахар и другие необходимые товары по разным ценам и от различных поставщиков.

Потребительский рынок страны и регионов одним из первых испытал ожидаемые трудности на фоне введения жестких западных санкций. Основная задача сейчас — не допустить его дестабилизации.

Ежедневно представители региональных и местных органов власти проверяют наличие товарных запасов на предприятиях оптовой и сетевой розничной торговли, изучают уровень цен, присутствие на полках магазинов социально значимых товаров, обрабатывают обращения граждан. По выявленным фактам значительного повышения розничных цен информация направляется в УФАС и прокуратуру области.

Ведутся переговоры с поставщиками наиболее востребованных товаров по увеличению объемов и ритмичности их поставок. К решению вопросов подключают причастные федеральные ведомства: Минсельхоз России, Федеральное агентство по государственным резервам, НО «Союз сахаропроизводителей России».

Федеральные сетевые компании проводят закупочные сессии с местными товаропроизводителями. Идет работа по стимулированию ярмарочной торговли, где товары реализуются непосредственно от производителей.

О причинах роста цен

Действительно, текущие изменения, связанные с санкционным давлением, не могли не отразиться на ценах на товары.

Из-за того, что ряд западных компаний ушли с рынка или прекратили выполнение договоров в одностороннем порядке, возникли сложности с поставкой импортного сырья, комплектующих для производственного оборудования и грузового транспорта зарубежного изготовления. Предприятия вынуждены искать новых контрагентов, заключать договоры по ценам сложившегося курса рубля. Это в конечном результате сказывается на стоимости произведенной продукции.

В свою очередь уровень цен в розничной торговле напрямую зависит от отпускных цен производителей и поставщиков, закупки товаров напрямую от производителя или через оптовое звено, издержек на их фасовку, транспортировку и хранение.

В этот сложный для всей страны период достигнута договоренность с федеральными и региональными торговыми сетями об установлении минимальной торговой наценки от 5 до 15% на ряд социально значимых продуктов питания.

Сейчас на потребительском рынке представлены товары в широком ассортименте и разного ценового уровня. Вместе с тем сейчас активизирована работа по замещению ушедшей импортной продукции. Это позволит стабилизировать ситуацию и урегулировать цены на товары.

О перестройке работы ритейла

Как наблюдалось в предыдущие кризисные времена, те же тенденции сохранятся и в сегодняшней ситуации: думаю, сократится ассортимент дорогостоящих товаров и расширится линейка недорогих товаров повседневного спроса. Возможно, сети применят стратегию торговли «топовыми» товарами (1-3 позиции) без торговой наценки, или даже себе в убыток. Это делается с целью привлечения большего количества покупателей.

Ассортимент пересматривается в сторону замещения ушедшей с рынка импортной продукции товарами российского производства и из стран, которые продолжают внешнеэкономическое сотрудничество с Россией. При формировании ассортимента особое внимание будет уделяться самым востребованным позициям у населения.

После введения санкций приостанавливают работу в России некоторые популярные зарубежные сети магазинов одежды (Zara, Pull & Bear и др.), спорттоваров (Decathlon), мебели (IKEA). Но они не уходят с нашего рынка окончательно. Многие иностранные игроки (такие как Ашан, Метро, «Leroy Merlin» и др.) продолжают работу. Поэтому есть надежда, что с урегулированием внешнеполитической ситуации вышеуказанные сети вернутся на российский рынок и продолжат свою работу.

Сейчас у российских предпринимателей появилась возможность занять освободившуюся нишу, но это не так-то просто. С одной стороны, есть проблема с сырьем и другими ресурсами для производства — ведь часть сырьевых ресурсов производится за рубежом, их закупка по старым контрактам в настоящее время невозможна, а для поиска новых поставщиков нужно время. С другой стороны, покупка одежды всегда тесно связана с «модными тенденциями», которые часто диктовали именно зарубежные бренды. Поэтому отечественным производителям будет непросто конкурировать на этом рынке.

О конкуренции небольших магазинов с торговыми сетями

Последние годы мы наблюдали, как торговые сети вытесняли с рынка небольших предпринимателей. На мой взгляд, эта тенденция в ближайшее время не изменится. Торговые сети имеют преимущества в закупе от поставщиков больших партий товаров по низким ценам. Так они обеспечивают ценовое преимущество в торговле товарами в своих точках, чего не могут себе позволить мелкие магазины.

Однако предприниматели, которые владеют такими небольшими торговыми точками, могут взять реванш, формируя свой ассортимент на основе уникальных товаров, которые пользуются повышенным спросом у населения. Например, стало модным вегетарианство и «правильное питание», особенно у молодежи. В этой связи становятся востребованными магазины здорового питания, экопродуктов, фермерские продукты. Магазины с таким ассортиментом имеют шансы выжить в конкурентной борьбе с сетями.

О выручке магазинов

Несмотря на то, что магазины, где продаются продукты питания, оказались среди тех, кто пострадал от санкций, не думаю, что их выручка существенно снизится. В любые времена люди будут покупать продукты питания.

В непродовольственном секторе дела будут обстоять хуже. Думаю, что снизится количество покупателей в торговых центрах. В кризисные времена, на фоне снижения платежеспособности, население экономит в первую очередь на покупке непродовольственных товаров и на развлечениях.

В выигрышном положении опять окажутся торговые сети, так как в ассортименте у них имеются и продовольственные, и непродовольственные товары. К тому же у них есть возможность организовать доставку товаров на дом. Я думаю, эта услуга останется востребованной. Во-первых, население к ней привыкло. Во-вторых, это существенно экономит время. В третьих, есть возможность воспользоваться ей бесплатно, а значит — это не отразится на режиме «экономии», к которому прибегает большая часть населения в сложившейся ситуации.

Читайте также на DK.RU: «В ближайшее время рентабельность ритейла будет низкой». Александр Оглоблин — о ценах и ложном представлении об импортозамещении

Самое читаемое
  • Уральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженогоУральская компания «СТЕМ» собирается поставить в Казахстан 200 тонн палочек для мороженого
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.