«Перевод сотрудников салонов красоты в онлайн помог сохранить 95% команды»
Юлия Куманяева — о том, как перестраивала работу бизнеса в пандемию коронавируса и почему уверена, что бьюти-индустрия сможет пережить очередной кризис.
Во время коронакризиса beauty-индустрия оказалась в числе отраслей, которым чудесным образом удалось выстоять. Несмотря на то, что первые месяцы пандемии салонам красоты и парикмахерским работать не разрешали, а потом они возобновили свою деятельность с определенными ограничениями, количество заведений не снизилось. Даже наоборот. По данным администрации Екатеринбурга, если в начале 2020 г. в городе работали 1,45 тыс. салонов красоты и парикмахерских, то сегодня их уже 1,48 тыс.
Среди узнаваемых представителей рынка — блогер и бизнес-консультант Юлия Куманяева. Около семи лет назад она открыла в Екатеринбурге точку по продаже волос на заколках, которая со временем превратилась в полноценный салон красоты. А сейчас управляет сетью из семи салонов, в штате которой — более 200 сотрудников. Во время пандемии коронавируса Юлии удалось сохранить всю сеть и более 95% команды за счет перевода сотрудников в онлайн. Юлия Куманяева поделилась с DK.RU своим опытом работы в непростых условиях.
Расскажите, почему вы решили развивать в Екатеринбурге именно салонный бизнес? Конкуренция не смутила?
— На самом деле все получилось достаточно спонтанно. Я даже не думала об открытии полноценного салона красоты, а тем более о конкуренции в этой сфере.
Я попробовала купить партию волос на заколках и продать через соцсети. Сидела во «ВКонтакте», отправляла всем сообщения. Первое время ничего не получалось, но спустя два месяца интерес появился. Сначала решила вывести торговлю в офлайн. Сняла небольшое помещение с плохим ремонтом. Волосы развешивала прямо на крючках.
Обычно накладные волосы покупают для свадебных причесок. Поэтому через какое-то время девушки начали спрашивать, кто мог бы сделать им прическу с этими волосами и макияж. Нашла первого мастера. Потом меня начали спрашивать про маникюр, оформление бровей. И понеслось.
Когда выбирали название студии — вспомнили о мультике «Рапунцель» про белокурую принцессу с длинными волосами. В нейминговой компании объяснили, что этот образ ассоциируется у девушек со сказкой. Сейчас этот салон называется «JK», работаем в бизнес-сегменте и выше. Оказываем услуги разного формата, но делаем уклон в эстетическую косметологию.
Помимо «JK» у вас есть сеть law-cost салонов «Кума» в шести районах Екатеринбурга. Насколько оправдал себя этот формат во время пандемии коронавируса?
— Сначала «Кума» действительно были «лоукостером», но потом мы провели ребрендинг и перешли в средний ценовой сегмент. Система выстроена так, что стоимость услуги для посетителей ниже, чем в обычных салонах. В частности экономим мы за счет того, что все максимально автоматизировано. В салонах не работают администраторы — мастера встречают гостей самостоятельно. Но при этом мы уделяем большое внимание профессиональной подготовке наших сотрудников, качеству предоставления услуг. Поэтому, конечно, во время пандемии коронавируса «Кума» оказалась востребованной.
Как ваши салоны и beauty-индустрия Екатеринбурга в целом пережили коронакризис?
— По моим наблюдениям, салоны, у которых были хорошо отлажены бизнес-процессы, выдержали. Закрылись только небольшие студии. Главные сложности, с которыми мы столкнулись, были связаны с ужесточением санитарно-гигиенических требований. Мы и до этого работали стерильно, поскольку очень тесно взаимодействуем с клиентами. Но всё-таки пришлось несколько пересмотреть требования по дезинфекции, увеличить объем закупки масок и средств индивидуальной защиты.
Первые несколько месяцев наша деятельность была ограничена. Для того чтобы вернуться к полноценной работе, нам нужно было сохранить команду. Поэтому мы предложили нашим сотрудникам подключиться к работе с онлайн-курсами в соцсетях — по маркетингу и ведению бизнеса. Конечно, были те, кто сказал, что им это неинтересно, что у них есть подушка безопасности и они готовы переждать локдаун самостоятельно. Но некоторые согласились.
Сотрудников салонов мы привлекали к продаже онлайн-курсов, обработке заявок, выставлению информации на разных ресурсах. Для всех желающих мы провели обучение, дали базовую информацию для работы. Раз в два-три дня созванивались, проводили оперативки. У кого-то получалось лучше, у кого-то хуже. Но такой шаг помог нам сохранить 95% нашей команды.
Были какие-то проекты, которые из-за пандемии пришлось отложить?
— Мы рассматривали возможность развития сети салонов «Кума» за пределами Екатеринбурга по франшизе. В 2020 г. мы нашли таких партнеров, взяли предоплату за открытие трех точек. Но после того как начался коронавирус, нам пришлось вернуть всем деньги. Сейчас проект заморожен. И я не уверена на 100%, что он будет в итоге реализован.
Последние недели многие компании сталкиваются со сложностями из-за введения санкций. Как эта ситуация отразилась на работе ваших салонов?
— Конечно, нас как часть большой экономической системы эта ситуация не могла не затронуть. Часть косметики, красок, расходных материалов, а также аппараты для косметологии мы закупаем в долларах. Но, тем не менее, скачки валюты и санкции на нашу работу серьезно не повлияли. Пока стараемся оптимизировать расходы, чтобы максимально долго держать прежний уровень цен. Но как ситуация будет развиваться дальше — сказать сложно.
Сейчас многие предприниматели делятся друг с другом, как переживают это время. Решила, что и я буду каждый месяц писать о наших взлетах и проблемах в соцсетях. Для нас март оказался достаточно благополучным. По итогам месяца во всех салонах на несколько процентов вырос средний чек. В «JK» оборот вырос на 12%. В «Куме» на 25% увеличилась выручка за счет продажи абонементов и почти во всех салонах на 30% выросло количество повторных клиентов.
С чем связана такая тенденция? Люди в условиях неопределенности стараются успеть «по максимуму» воспользоваться привычными услугами?
— Мне кажется, здесь другая причина. На фоне происходящего в стране люди стали больше заботиться о себе: задумываться о своем состоянии, своем теле, своем ресурсе. Для многих поход в салон красоты становится способом вернуться в ресурсное состояние.
Поэтому сейчас для клиентов большое значение имеет не только качество услуги, но и сервис: концепция салона, как с ним общается мастер, что рассказывает.
Конечно, из-за экономической ситуации какие-то салоны уйдут с рынка. Но, я думаю, в целом бьюти-бизнес однозначно выстоит. Даже в случае, если военная спецоперация обретет совсем другие масштабы. Я читала, что раньше даже во время военных действий были такие мини-комнаты, где девушкам наводили красоту, чтобы они радовали людей вокруг. Не зря говорят, что красота спасет мир.
Читайте также на DK.RU: Юлия Франгулова: «Матрешка стайл», к счастью, в прошлом. В моде естественная красота».