Яна Франк: в Берлине пропали подсолнечное масло и мука
«В немцах проснулась хозяйственность и они начали скупать растительное масло и заливать его в бензобаки дизельных машин»: как с введением санкций изменилась жизнь в Берлине? Мнение.
Яна Франк – современная художница, дизайнер, блогер и писательница. Родилась в Средней Азии, но уже 32 года года живет в Берлине. Работала с такими брендами, как Forbes, Vogue magazine, Rolling Stone, IKEA, Hewlett Packard, Intel и многими другими.
«У нас же больше нельзя купить простое растительное масло, вы ведь уже слышали? В один прекрасный день оно исчезло из магазинов. Началось с того, что у нас подскочили цены на бензин. Причем не просто так, а на какую-то цифру, какой Германия со времен войны не видела. И тут в немцах проснулась хозяйственность и они начали скупать растительное масло. То самое, которое для еды. И заливать его в бензобаки дизельных машин», — рассказывает художница в своем блоге:
Я ничегошеньки не понимаю в автомобилях, но даже мне понятно, что это как-то не очень умно. Я не думаю, что дизель в бензобаке и масло на полках продуктового магазина — одно и то же. Погуглила и прочитала, что действительно у этих масел разная вискозность, поэтому с большой вероятностью от такой акции вскоре сломается мотор.
Но Маттиас сказал, что, если залить, допустим, на 70 л нормального дизеля 30 л пищевого масла, мотор таки выживет. По этому поводу мнения все еще расходятся. Знакомые из России говорят, что видели мы все это в 90-е. Сдохнет мотор, сдохнет. Просто не сразу, а через полгода.
Ну, посмотрим. Факт, что масло во всех магазинах резко закончилось. Потом сказали, что его подвезут. Потом не подвезли. Почему? Та-да! Потому что целая куча транспортных фирм остановили работу — потому что дорого стало продукты и прочее развозить. Они повысили цены на доставку, им ответили, что не будут платить такие суммы, и они для начала приостановили работу. Параллельно из всех магазинов исчезла мука. Тут — не спрашивайте, почему.
И мы так вздохнули — знаете, мы уже войну и голод пережили. Можем и без масла прожить, чего уж там. Но есть у мамы коронное блюдо — пирожки. По которым все прямо умирают. И как гости, так все прямо мечтают о них. И на партию этих пирожков как раз килограмм муки и уходит. И еще — Лия любит, когда приходит к бабушке, жарить хворост. Предварительно навырезав из теста разные фигурки.
А тут два дня рождения на носу. И вообще, тут в нас проснулся охотничий инстинкт. Вообще, если честно, я еще некоторое время верила, что это фигня какая-то. Как с туалетной бумагой в локдаун. Все психанули сначала, а потом она спокойно вернулась в магазины, недельки через две. И она не исчезала полностью. Просто всю дешевую раскупили. А подороже была всегда.
Но не тут-то было! Прошли две недели, я начала заглядывать в близлежащие магазины. Нету! Вообще ни одной бутылки нормального растительного масла. Подсолнечного или рапсового и т.д. И муки нету. Пусто. Вообще, ни одной пачечки! Обошла ВСЕ магазины, до которых дотянулась.
Решила сделать марш-бросок до ближайшего места, где много магазинов и шопинг-центр. То же самое. В одном маленьком китайском магазинчике нашла одну (!) бутылку подсолнечного масла за два евро и у турков у овощного ларька увидела ящик рапсового за 6 евро за литр. (А за две недели до этого оно везде валялось по 70 центов за литр). В онлайн-шопах тоже есть. За 6-9 евро за литр. И стоит на полках всякое оливковое или кокосовое, но от 30 евро за литр, дешевое тоже все с горя разобрали. И оно для жарки не так хорошо подходит, дымится.
В общем, я как-то плюнула, решила ждать, что где-то что-то появится. (Что-нибудь же подвезут когда-нибудь?) Потом оно начало появляться, уже за другие деньги, и редко, мало, и не больше 1-2 штук в одни руки. На мой день рождения Маттиас вдруг притащил 10 пачек муки! И это тоже вызвало у меня кучу воспоминаний о старых и совсем недобрых временах.
Ну так вот — теперь я начала заходить в разные магазины, в которые никогда не заходила. Какие-нибудь за углом, подальше, в которые мало кто ходит. Вчера вот шла из библиотеки и свернула за угол. Там, если пройти минут 10 от метро, есть кучка магазинов и керамическая мастерская. Так вот там я обнаружила (вау) растительное масло за 1.70 (две бутылки в одни руки). И муку! Тоже две штуки в одни руки. Взяла, плачу у кассы и слышу, как продавщицы переговариваются. Мол — опять мужик пришел, который каждый день заходит и берет по две бутылки этого масла, повадился. И продавщица говорит: ладно, сегодня еще продам ему, но больше потом не буду! Хватит! Хитрый какой, масло тут скупает потихоньку!
Но я еще раз напомню, что самое главное во время войны и любых других страшных фаз в жизни (и такая фаза сейчас у всех, в том числе у жителей Европы) — это сохранить здоровье и психику. И чтобы это получилось, нужно жить. Жить тем, что дают (или не дают). Интересоваться чем-то, заниматься чем-то, увлекаться, отвлекаться, и пытаться находить вокруг себя что-то радостное и вдоховительное. Отвлекаться на созидательный труд. Делать что-то красивое. Или, если все рушится к чертям — пытаться созидательно работать над построением новой жизни. Или хотя бы пытаться конструктивно раздумывать о том, как бы это сделать.