«Мы шагали с завязанными глазами». Как уральская фирма выросла до международного уровня
Основатели группы компаний «Урал-Пресс» Константин Астафьев, Вероника Тагунова и Владимир Теплюков рассказали «Деловому кварталу», как 30 лет строили бизнес.
Бизнес в 90-е
Екатеринбург, 1994 год. Двое студентов четвертого курса факультета журналистики УрГУ открыли рекламное агентство. Сняли крошечный офис в здании напротив университета. В соседнем кабинете размещалась еще одна маленькая фирма, которая принимала коллективную подписку на газеты и журналы — «Спид-Инфо», «Известия», «Комсомолку», «АиФ» и т.д.. И пока двое предприимчивых студентов бегали по встречам, убеждая клиентов разместить рекламу, к их соседям люди сами выстраивались в очереди.
Впрочем, дела там шли не так уж и хорошо: желающих получать прессу по подписке становилось все меньше, и фирму собирались продавать. Тогда один из студентов, Константин Астафьев, выкупил подписное агентство. За четыре млн руб. он приобрел технологию ведения бизнеса в виде тетрадки со списком клиентов, бланками договоров-заказов и разнарядок на доставку. По тем временам бизнес обошелся дешево.
Агентство решили переориентировать: обычных подписчиков становилось все меньше, а вот предприятия оформляли подписку достаточно стабильно. Так что основным направлением для компании стала корпоративная подписка.
Постепенно бизнес рос и масштабировался. После Екатеринбурга компания зашла в Нижний Тагил, Челябинск, Москву. Затем расширились на страны СНГ и уже пошли на мировой рынок. Маленькая екатеринбургская фирма стала одной из первых альтернатив почте, а впоследствии и самым крупным в стране подписным агентством, получив в 1997 г. имя «Урал-Пресс».
Boxberry
В середине 2000-х г.г. учредители компании задумались о диверсификации бизнеса — рынок печатной прессы достиг своего максимума и пошел на спад. Нужен был новый востребованный продукт. Тогда и возникла идея доставлять заказы из интернет-магазинов.
В 2010 году рынок онлайн-торговли находился в зачаточном состоянии, на нем работали только мелкие и средние компании. Но им уже необходимо было доставлять товары из точки А в точку Б. Это как раз то, что в «Урал-Пресс» прекрасно умели делать. Так на основе большой филиальной сети родился новый проект — служба доставки Boxberry.
Рынок сразу дал Boxberry большой объем работы и начал подгонять компанию, заставил бежать вперед. Команда на ходу решала, куда и как нужно двигаться.
Мы, конечно, могли пойти другим путем, долго изучать тренды, писать бизнес-планы... А вместо этого предпочли хоть маленькими шажочками, но идти вперед. Кстати, тогда у меня было ощущение, что мы это делаем в темноте и с завязанными глазами. Многое приходилось проверять на личном опыте, испытывать на себе. Помню, когда мы только запускали международное направление Boxberry, появился первый магазин, который готов был с нами работать, из Германии. Нужно было сделать в нем тестовые заказы. Я тогда заказала шорты для старшего сына и очень крутой рюкзак (он, кстати, до сих пор верой и правдой служит нам во всех путешествиях). Это был мой самый первый международный заказ, — вспоминает Вероника Тагунова.
Выход за границы
Boxberry была одной из первых российских служб доставки, которая начала работать на международном направлении. Первые посылки из-за рубежа привезли в 2011 году.
Все считали этот шаг странным: зачем заниматься «международкой», когда и здесь, в России, есть над чем работать, — вспоминает Константин Астафьев.
В 2014 году компания начала работать с крупным американским магазином iHerb. Это очень известный маркетплейс, почти четверть его покупателей — россияне. Boxberry предложила зарубежным партнерам доставку в 3 раза быстрее, чем раньше: компания привозила посылки за 7 дней вместо 3-4 недель. Помогала зарубежным магазинам продвигаться в России.
Сейчас международное направление называется BXB by Boxberry. Это не только доставка из-за рубежа, но и сервис для экспорта посылок из России более чем в 200 стран мира. Компания помогает российским предпринимателям выходить на зарубежные маркетплейсы.
Санкции, конечно, тормозят развитие международных сервисов. С другой стороны, они же ускоряют запуск новых продуктов. Например, в марте BXB by Boxberry дополнили услугу форвардинга (это доставка товаров из зарубежных интернет-магазинов, которые не отправляют напрямую в Россию). Теперь у Boxberry есть собственные байеры, готовые выкупить и отправить нужные товары в РФ.
Команда
По мнению Константина Астафьева, для реализации инновационных идей самое главное — собрать классную команду.
Мне нравится методология команды по Адизесу. Условно говоря, в компании должны быть стратег, администратор, технолог и продажник. Стратег — это лидер, это человек, у которого есть видение будущего. Технолог — это такой интроверт, профессор, ему бывает сложно коммуницировать, часто администратор его поддавливает. Ну и, конечно, нужны продажники. И они все должны продуктивно взаимодействовать. Только партнерство позволяет двигаться вперед, — отмечает он.
В команде Boxberry так и получилось: Константин Астафьев – креативщик и творческий лидер, Владимир Теплюков — аналитик и реалист, Вероника Тагунова отвечает за продвижение и кадры. Когда компания развивала сеть, учредители сразу отказались от идеи выстраивать жесткую вертикаль власти и относились к региональным директорам как к партнерам. И это дало свои плоды: люди стали относиться к совместному бизнесу как к своему собственному, не принимали рискованных решений, но и не ждали указаний сверху.
Ценности Boxberry
Инновационность
Компания открыта новому, внедряет изменения, пользуется инновационными методами в работе, пробует и экспериментирует.
Надежность
Boxberry обеспечивает стабильное качество сервиса и выполняет свои обещания. В компании установлены высокие стандарты работы, которые соблюдаются на всех этапах.
Командная работа
Все мы разные. И каждый из нас — это источник ценных идей и опыта. Нам важно открытое и честное взаимодействие, взаимное уважение и взаимовыручка. Мы работаем в команде и ответственны за общий результат, — комментирует Константин Астафьев.
Эффективность
Команда службы доставки ставит перед собой амбициозные цели, оптимизирует процессы, создает новые эффективные инструменты. Все для того, чтобы результат работы предвосхищал ожидания клиентов и партнеров.
На наших фирменных пакетах написано «Мы несем радость!». Эта короткая фраза отражает итог работы всей нашей огромной компании. Boxberry – это больше чем сервис доставки, мы каждый день несем людям радость. Ведь когда человек получает посылку и распаковывает коробку, он испытывает ощущения, схожие с теми, которые испытывал в детстве, когда получал подарок на День рождения или на Новый год, — добавляет Вероника Тагунова.
Уйти в IT
Практически с самого начала работы в Boxberry развивают собственное IT-подразделение. На рынке e-commerce развитие цифровых сервисов — такое же ключевое направление, как, скажем, магистральная доставка. Поэтому компания инвестирует в собственную IT –разработку.
Сейчас основное внимание уделяется обеспечению функциональности IT-сервисов в условиях высоких нагрузок. IT-команда обеспечивает развитие и эксплуатацию информационных систем — от бизнес-гипотезы и установки дистрибутива в промышленную среду до обеспечения SLA-поддержки продукта. Например, комплексный продукт «BWS.Интернет-магазинам» позволяет автоматизировать информационный обмен, легко управлять заказами, искать пункты выдачи и рассчитывать стоимость доставки, а также имеет дополнительные сервисы интеграции в CMS интернет-магазинов и API-интерфейс для программного взаимодействия с сервисами Boxberry.
IT — это отрасль увлеченных интеллектуалов. Им интересны вызовы, эксперименты, сложные задачи. Наши программисты обожают драйв: когда ты не сидишь в «болоте», а постоянно включаешь мозг, делаешь крутой продукт, при этом времени на запуск всегда мало, мы идём релизами. И твоя рабочая группа — это не просто коллеги, это команда. Они поддержат, подскажут, научат, если надо. Для всех остальных коллег IT — настоящие герои. Такое отношение тоже очень заряжает на успех, — отмечают основатели Boxberry.
Перспективы
Сейчас трудно давать прогнозы, потому что на рынок влияет множество взаимосвязанных и разнонаправленных процессов. Тем не менее, в «Урал-Пресс» надеются на оптимистичный сценарий. У рынка интернет-торговли перспективы лучше, чем у традиционного ритейла, а IT-отрасль в ближайшем будущем ждут интересные и очень сложные вызовы. Международное направление BXB by Boxberry развивается, несмотря на множащиеся санкции и запреты: все также везет посылки в 200 стран мира, без ограничений. Через BXB by Boxberry можно отправить посылки в США, Азию и в страны Европы, в том числе в Австралию, Швецию, Данию, Великобританию и Польшу.
Мир так быстро меняется. Думаю, если бы, скажем, 10 лет назад мы обсуждали, какой хотим видеть компанию, то сейчас достали бы эти записи и посмеялись над этим видением, потому что в большинстве случаев мы бы ошиблись. По сути, не так важно, чем мы занимаемся сегодня. Важно, какие перспективы мы увидим завтра. Как наша команда перестроится, чтобы их превратить в прибыльный бизнес. В мире вообще не очень много компаний, которые доживают до 50 и 100 лет. Но их наличие говорит о том, что что-то ценное и нужное в них было изначально заложено, была создана крепкая корпоративная культура, которую по дороге не растеряли и смогли передать из одного поколения в другое. Мы стараемся создать такую среду и культуру, которая постоянно ищет новые технологии и умеет быстро внедрять их и интегрировать в работу. И это постоянный процесс, требующий взаимодействия большого количества умных и увлеченных людей, которые «горят» работой и хотят менять микросреду и мир в целом, — говорит Владимир Теплюков.
Автор фото Вероники Тагуновой Марина Молдавская.