Аналитики ЦБ рассказали про отсталые технологии и возрождение «челночного» бизнеса в РФ
Банк России выпустил бюллетень «О чем говорят тренды», в котором рассказал о грядущем провале в экономике и росте челночного бизнеса. Спад в российской экономике превзойдет «коронакризисный».
Аналитики ЦБ описали контуры «структурной трансформации» экономики из-за санкций, которую ранее анонсировала Эльвира Набиуллина, сообщает РБК. В бюллетене «О чем говорят тренды» Цб рассказывает, что трансформация экономики в условиях санкционных ограничений будет сопровождаться технологическим регрессом в ряде отраслей. Больше всего пострадают сектора, использующие наиболее современные иностранные технологии или достигшие высокого уровня цифровизации. На этой неделе председатель ЦБ Эльвира Набиуллина сказала, что в фазу структурной трансформации и поиска новых моделей бизнеса российская экономика войдет уже во втором — начале третьего квартала.
Набиуллина объяснила, что даже более простые отрасли с высокой степенью локализации, такие как швейные производства, могут пострадать из-за нарушений производственной цепи:
Например, пуговицы. Их много где делают. Но, как предприятия нам говорят, по их оценкам поиск новых партнеров, перестройка логистики может занимать до нескольких месяцев. То же самое, например, с бумажной промышленностью: древесина у нас вся российская, но отбеливающие химикаты были импортными. Сейчас производители переключаются на альтернативных поставщиков, занимаются разработкой собственных химикатов, но на это тоже нужно время.
Сейчас аналитики ЦБ поднимают вопрос о производстве высокотехнологичной продукции, обязательно встроенном в глобальные производственные цепочки. «Поэтому даже высокая степень локализации производства может не помочь, если недостающие компоненты уникальны и не могут быть легко заменены на продукцию другого производителя».
Макроэкономический департамент ЦБ предполагает, что структурная трансформация российской экономики будет проходить через четыре больших этапа. Первый — адаптация: поиск альтернативных поставщиков, использование финансовых запасов, нарастание проблем из-за нехватки запчастей и сервисного обслуживания. На этом этапе государство должно принять на себя часть финансовых рисков. Эффективной мерой общей поддержки послужат снижение налогов для бизнеса и дерегулирование.
До конца года начнется следующий этап, первичная подстройка к новым условиям, во время которой проявятся вторичные негативные эффекты спада — через спрос, рынок труда. Резкого роста производства замещающей продукции на данном этапе ждать не стоит. Импульс к росту получат ремонтные и сервисные предприятия:
В части налаживания поставок от альтернативных зарубежных поставщиков в условиях сохраняющихся ограничений возрастет роль небольших посреднических внешнеторговых компаний и «челночного» малого бизнеса, особенно в потребительском сегменте, — считают в ЦБ.
Третий этап называется «обратная индустриализация»: индустриализация на основе менее передовых технологий. Производство техники и технологий вырастет, но на более низком технологическом уровне. Занятость в импортозамещающих отраслях будет увеличиваться, а производство — расти опережающими другие отрасли темпами. В то же время важным последствием станет снижение экологичности производства.
Завершение структурной перестройки включает в себя возможные локальные технологические прорывы в отдельных направлениях, однако в целом новое равновесие будет достигнуто на менее совершенной технологической базе. Дальнейшая экономическая динамика станет определяться такими переменными, как величина технологического отставания от других стран, возможности масштабного экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, пропорции между государственным и частным секторами экономики, доля сырьевой ренты в бюджете, повышение или понижение налоговой нагрузки, развитие человеческого капитала и т.д. «В результате того или иного сочетания этих факторов и их взаимодействия между собой потенциальные темпы роста могут оказаться как выше, так и ниже уровня последнего десятилетия, оцениваемого чуть ниже 2%».