«К осени мы можем увидеть критическую ситуацию — такую, с которой ТЦ еще не сталкивались»
![«К осени мы можем увидеть критическую ситуацию — такую, с которой ТЦ еще не сталкивались» «К осени мы можем увидеть критическую ситуацию — такую, с которой ТЦ еще не сталкивались»](https://www.dk.ru/system/images/news/000/914/848_x_large_new_origin_copyright.jpg)
Уже сейчас в торговых центрах Екатеринбурга простаивает до 30% площадей, а работающие арендаторы испытывают проблемы с закупками осенней коллекции. Что поможет отрасли пережить очередной кризис?
С началом военной спецоперации на Украине в торговых центрах Екатеринбурга приостановили свою работу магазины некоторых зарубежных брендов. Произошло это не только по политическим причинам, но также из-за сложностей с логистикой. Как отметили представители отрасли, принимавшие участие в круглом столе издательского дома «Коммерсант-Урал», сейчас в торговых центрах города простаивает до 30% площадей. В региональном министерстве АПК и потребительского рынка предполагают, что количество таких площадей в ближайшее время может увеличиться.
Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от внешнеполитической обстановки. Однако эксперты не исключают, что из-за проблем во взаимодействии с западными компаниями осенью в торговых центрах сложится критическая ситуация — продавать в магазинах будет нечего.
Управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский отметил, что с российскими ТЦ согласны сотрудничать производители из Китая, Турции, Индии и Ирана. И если на турецких операторов представители отрасли возлагают надежду, то эффективность сотрудничества с иранскими производителями вызывает сомнение, поскольку собственных торговых сетей и брендов у них нет.
DK.RU приводит комментарии руководителей торговых центров Екатеринбурга о том, как они планируют вести бизнес в сложившихся условиях и с какими сложностями могут столкнутся.
Справка DK.RU
![Марина Крупина Марина Крупина](https://www.dk.ru/system/images/news/000/914/851_opinion.jpg?1651599336)
- Во-первых, нарушились цепочки взаимодействия с брендами. Сейчас у многих сетей подорвана логистика: для одних она стала очень дорогой, для других — невозможной. Есть такие случаи, когда на таможне происходят грабежи, и товар просто не доходит до России.
- Во-вторых, это нарушение финансовых цепочек. У наших операторов появились сложности по расчету с брендами — как из-за проблем с поставками, так и из-за изменения курса доллара и евро. В отдельных случаях цены на продукцию выросли в 2-3 раза.
На фоне этого в марте мы столкнулись с ажиотажным спросом покупателей, зафиксировали серьезное увеличение трафика. По сравнению с прошлым годом это был невероятный рост продаж. Но сейчас в апреле трафик и продажи стали снижаться. Так как большую часть доходов ТЦ направляют на выплату налогов и погашение кредитов, у всех встал вопрос об оптимизации расходов.
На работе нашего ТЦ «Европа» эта ситуация тоже отразилась. Принято считать, что для нашей целевой аудитории — состоятельных людей — в кризис ничего не меняется, но это не так. Кто-то перешел на более низкое потребление, кто-то отложил покупки до стабилизации ситуации. Есть несколько новых проектов, запуск которых пришлось отложить на неопределенное время.
Сейчас как управленцы мы делаем все возможное, чтобы минимизировать негативные последствия. Но мы не понимаем, когда все происходящее закончится.
Мы обратились к губернатору с просьбой о поддержке. Хотелось бы, чтобы распределение проблемы убытков пошло по цепочке. Сейчас арендаторы массово обращаются к нам с просьбой о поддержке. Мы сможем сделать это, если для нас снизят платежи по налогу на имущество и земельному налогу.
![Павел Изотов Павел Изотов](https://www.dk.ru/system/images/news/000/914/852_opinion.jpg?1651599515)
Мы действительно наблюдаем, что арендаторы вынужденно закрываются не только по политическим причинам, но и из-за проблем с логистикой. Наглядный пример — отказ компании Maersk осуществлять перевозки по морю в Россию. С ними работали многие арендаторы.
Кто-то оказался менее зависит от глобальных игроков, но все равно столкнулся с финансовыми сложностями или задержкой доставки грузов. Кто-то не смог оперативно перестроить логистику и сейчас продает остатки, которые были сформированы в конце прошлого — начале текущего года. Поэтому говорить, что у магазинов, которые не закрылись, в ближайшие месяцы не будет проблем с ассортиментом, не приходится. И мы, и арендаторы находимся в состоянии неопределенности. Большинство сетей заморозили развитие.
В сложившейся ситуации сложно формулировать рецепты, как пережить кризис. Мы пытаемся придумать какие-то вещи, которые помогут сгладить его последствия. Организовали совместную работу со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства. Проводим тематические мероприятия, прорабатываем возможность сотрудничества с нестандартными для торговых центров арендаторами. Сокращать маркетинговые и рекламные издержки мы пока тоже не планируем.
![Дмитрий Сарапульцев Дмитрий Сарапульцев](https://www.dk.ru/system/images/news/000/914/853_opinion.png?1651599624)
К осени проблемы начнутся и у российских франчайзи западных марок. Например, Michael Kors, Barbour. Их дистрибуторы по России не смогут закупить осеннюю коллекцию. То есть осенью там будет нечего продавать. Не выставлять же им иранские сандалии?
К осени мы можем увидеть критическую ситуацию — такую, с которой мы еще не сталкивались. Я говорю сейчас обо всех ТЦ. Если все риски реализуются, у нас начнутся проблемы с уплатой налогов. Да, у нас есть оборотные налоги, а есть фиксированные налоги, которые мы должны платить вне зависимости от заработка. Здесь хотелось бы понимать, поможет ли нам при неблагоприятном развитии событий правительство области.
Есть мнение, что простаивающие площади могут заполнить турецкие производители. А что им мешало развивать бизнес в России раньше? Хорошо, сейчас у них не будет высокой конкуренции с группой Inditex (представляет бренды Zara, Oysho, Stradivarius, Pull & Bear, Massimo Dutti, — прим.ред.). Но мне сложно привести примеры компаний, которые готовы оперативно зайти на большие площади. Российским брендам их тоже не освоить. Иранских брендов фактически не существует. Индийских — тоже. Чтобы они смогли продавать свои вещи, им нужно найти оператора.
В марте трафик в Гринвиче был сопоставим с эталонным показателем в 2019 г., с погрешностью в пару процентов. С учетом того, что 23% площадей закрыты, могу сказать, что у тех, кто не закрылся, трафик вырос. Кроме этого, мы фиксируем падение трафика в кинотеатрах и его рост в общепите.
Если реализуется самый неблагоприятный сценарий — возможно, мы придем к ярмаркам-развалам. Подобные предложения уже есть, и они не очень целесообразны. Нам говорят: у нас есть подборка российских брендов, давайте мы зайдем с ней на площадку с хорошим ремонтом и светом. А зачем, если они у нас уже представлены в формате мономагазинов? Поэтому при реализации худшего сценария многие торговые центры без поддержки не выживут.
![Алексей Караваев Алексей Караваев](https://www.dk.ru/system/images/news/000/914/854_opinion.png?1651599755)
Сейчас нас больше беспокоят не проблемы с логистикой, а падение платежеспособного спроса. Причем, речь идет не о возможности граждан покупать мебель в принципе, а о возможности покупать квартиры, которые необходимо обставить мебелью. Как только снижается доступность ипотеки, падает спрос на квартиры. Падает спрос на квартиры — падает спрос на мебель.
Мы уже как сообщество мебельщиков и Гильдия управляющих девелоперов обратились к губернатору и мэру города с просьбой урегулировать ситуацию с налогами на имущество и землю. Мы считаем, что нужно временно наложить мораторий на переоценку кадастровой стоимости недвижимости. Кроме этого, у нас в области работает неплохой закон о налоге на имущество организаций: срок действия льгот, которые в нем указаны, заканчивается в 2022-2023 гг., мы попросили рассмотреть возможность их продления.
Читайте также на DK.RU: «Для российских предпринимателей освободилась ниша. Но им будет не так-то просто»