«Аналогов IKEA на рынке нет»: производители мебели готовы поднять цены на 50%
Мебельщики столкнулись с сужением каналов сбыта после приостановки работы IKEA. Стресс-сценарий ситуации на рынке мебели предполагает рост цены и падение продаж на 50% по итогам года.
Приостановка работы IKEA негативно сказывается на производителях из-за потери важного канала продаж, сообщает «Коммерсантъ». Российские производители также зависят от импорта комплектующих, включая фурнитуру, лаки, краски, ткани, которые выросли в цене из-за нарушения логистики. В результате по итогам марта производство мебели в России снизилось на 3% год к году, до 4,3 млн условных единиц продукции, подсчитала Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР). «Март обнулил все наши предыдущие прогнозы о дальнейшем стабильном росте»,— говорит президент АМДПР Александр Шестаков.
В деньгах оборот российского рынка мебели в первом квартале 2022 года, по оценкам АМДПР, составил 79,6 млрд руб., увеличившись на 20% в годовом выражении, и стал рекордным за последние четыре года. Эта динамика во многом объясняется ростом ценв среднем на 12,5% в январе-марте. Тем не менее в АМДПР по итогам 2022 года ждут снижения объема продаж в денежном выражении на 50% в рамках стресс-сценария. Это может произойти не только из-за сокращения платежеспособного спроса, но и из-за приостановки работы в РФ шведской IKEA.
В АМДПР прогнозируют рост стоимости локальной продукции не менее чем на 30%. О спаде говорит и гендиректор компании «Мария» Ефим Кац: «Пока пользуется спросом только бюджетная линейка: ее доля в структуре продаж выросла с 3% в феврале до 15% в апреле»,— говорит он. Он отмечает снижение продаж продукции среднего и высокого ценового сегмента. Ефим Кац оценивает рост себестоимости в марте в 35–50% относительно февраля, доля импорта в его продукции составляет 50–60%. Основатель Divan.ru Антон Макаров считает, что в базовом сценарии российские домохозяйства тратят на мебель 5–7% доходов, но во времена кризисов эти расходы сокращаются одними из первых: «Рост зарплат не успевает за инфляцией, потребление падает».
Руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев констатирует, что аналогов IKEA на рынке сейчас нет. Онлайн-розница, по мнению эксперта, вряд ли станет полноценной альтернативой: при подборе мебели для покупателей часто важно совершить офлайн-выбор. Управляющий партнер RedStone Индира Шафикова предполагает, что замещение IKEA на российском рынке растянется на три-пять лет: сейчас в стране нет соответствующих компетенций по дизайну и маркетингу.
Оптимистичный же прогноз АМДПР предполагает стабилизацию российского мебельного рынка к осени. Согласно ему производителям удастся избежать выраженного спада продаж, и предприятия продолжат работу в привычном режиме. Позитивный сценарий, по словам господина Шестакова, может обеспечить высокий ввод недвижимости и изменение критериев стандартного жилья Минстроя. В перечень последних может быть включена обязательная чистовая отделка и минимальная меблировка кухонь, ванных комнат, прихожих.
Ранее DK.RU сообщал о планах IKEA не покидать Россию и не ликвидировать предприятия. Если удастся наладить бесперебойную логистику, магазины откроются для посетителей до установленной даты.