Новые векторы развития экспорта: как занять место на рынке Казахстана
Казахстан является лидером по объему экспорта товаров и услуг свердловских предприятий. И интерес страны к Среднему Уралу растет. Есть спрос на одежду, детские товары и пр.
По данным регионального Центра поддержки экспорта (ЦПЭ, входит в структуру Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, СОФПП), Казахстан охотно закупает также косметику российского производства и другие товары народного потребления. О том, какие ниши в Казахстане еще можно занять и как начинать там бизнес, рассказал эксперт по стране Алексей Шуплецов.
Напомним, СОФПП и его структурное подразделение Центр поддержки экспорта продолжают серию прямых эфиров с экспертами под общим названием «Новые векторы развития экспорта». Смотреть эфиры можно в группе ЦПЭ «ВКонтакте».
Чем привлекателен Казахстан для российского экспортера?
— Если рассматривать экспорт России в целом, 15% товаров, которые производит малый и средний бизнес, востребованы именно в странах бывшего СНГ. Самым крупным партнером является Казахстан. На то есть несколько причин: страна входит в Единый евразийский союз, отсутствует таможенное оформление, расчеты между странами ведутся в рублях, нет проблем с логистикой, а также сохраняется определенная схожесть менталитета двух народов.
Есть ли свободные ниши на рынке Казахстана для российского экспортера?
— Казахстан богат полезными ископаемыми, много компаний занимаются добычей и переработкой нефти, газа, поэтому востребовано российское оборудование по добыче и переработке. Также в последние десять лет активно развивается сельское хозяйство, представители отрасли закупают технику, удобрения и семена в России. Рынок строительных товаров также открыт для экспортеров. Пищевая и мебельная промышленность, производство детских товаров и прочих товаров народного потребления остаются относительно свободными еще со времен объявления независимости Казахстана.
Назовите конкурентов российских производителей.
— Основными конкурентами России в Казахстане являются Китай и Турция. Также на рынке представлены производители из Украины, Белоруссии и в последнее время устанавливаются партнерские отношения с Узбекистаном, например, в сфере детских товаров.
Как развивается сфера электронной коммерции, пользуются ли популярностью электронные торговые площадки?
— Рынок электронной торговли — на подъеме. Стимулом к этому стала пандемия. Казахстан — страна молодая. Как следствие, близка к технологиям, гаджетам, что в свою очередь рождает спрос на электронную торговлю. Основным маркетплейсом в Казахстане является kaspi.kz, который, к сожалению, на данный момент приостановил свою работу. Однако есть надежда на скорое возвращение площадки на рынок. Помимо этого, в Казахстане представлены такие маркетплейсы как satu.kz и wildberries, однако по объемам продаж они значительно уступают kaspi.kz.
Как начать бизнес с Казахстаном?
— Если речь идет о больших объемах продаж, то, возможно, целесообразней выходить на рынок самостоятельно, но с привлечением грамотного консультанта, поскольку, как и везде, есть свои нюансы ведения бизнеса. Открытие бизнеса в Казахстане — вопрос нескольких дней. По уровню цифровизации страна опережает Россию. Например, в части внедрения электронного документооборота между поставщиками. Однако, если речь идет о частичной работе на рынке с небольшой линейкой товара, то выгодней и проще вести работу через казахских партнеров.
Как обстоят дела с банковскими расчетами в связи с санкциями в отношении России?
— Введенные санкции против ряда банков создали трудности в части проводимых оплат, в частности, ранее расчеты занимали по времени часы, сейчас время операции измеряется днями. Однако, работа не остановилась, платежи проводятся через банки-посредники, а также через систему быстрых платежей.
Расскажите об особенностях работы на рынке одежды в Казахстане.
— Достаточно много времени занимает поиск поставщика одежды, поскольку это связано с запросом на что-то специфическое, неординарное. Также очень часто требуется корректировка размерной сетки, существующих моделей под запросы казахов, поэтому массовые оптовые закупки в этой сфере не столь популярны. Помимо этого, существуют определенные трудности с установлением договоренностей по цене, поскольку производители зачастую предлагают цену равную или близкую цене товара на маркетплейсах, что ведет к нецелесообразности закупа. Необходим либо эксклюзивный ассортимент, либо лояльная оптовая цена.