Дистрибуторы готовы на все: в России кончаются запчасти для автомобилей
На сегодня 30–35% техцентров испытывают сложности с наличием комплектующих, стоимость на некоторые позиции выросла в 6 раз, а ремонт по ОСАГО начнут считать только по неоригинальным запчастям.
Запчасти для кузовного ремонта по итогам апреля подорожали в среднем на 31% к февралю, сообщает Коммерсантъ. Больше всего вне зависимости от марки автомобиля подорожали бамперы (передний и задний) — на 34% и 32% соответственно. На 32% также прибавили в цене передние фары, крылья — на 31%, передние двери — на 30%, капоты, задние двери и решетки радиатора — на 29%. Меньше всего подорожали стекла — на 26%.
На сегодняшний день около 30–35% техцентров испытывают сложности с наличием комплектующих, особенно деталей для двигателя, амортизаторов, частей подвески, электроники, а также некоторых расходников: моторного масла, фильтров, свечей зажигания. «На новые и уникальные модели — острый дефицит кузовных деталей (от стекол и фар до крыльев и бамперов)», — рассказывает директор по сервисному обслуживанию Автодом Алтуфьево Роман Тимашов:
В целом запасы комплектующих на складах тают. Имеющихся объемов хватит на два-четыре месяца работы. Для относительно старых моделей, пять лет и старше, доступны неоригинальные кузовные запчасти, есть предложения по б/у. На новые и уникальные модели — острый дефицит кузовных деталей (от стекол и фар до крыльев и бамперов). Расходные запасные части (фильтры, колодки, диски) есть в наличии, оригинальные и неоригинальные. Также относительно нормально обстоит ситуация с деталями подвески (рычаги, амортизаторы, подшипники), но с агрегатными деталями и электронными блоками действительно есть сложности (особенно с уникальными — под VIN-номер автомобиля).
По данным Russian Automotive Market Research (НАПИ), если ориентироваться на прайс-листы автоконцернов средняя цена оригинальных запчастей по страховой корзине выросла на 96,6%, до 94,2 тыс. руб. по итогам апреля. «Мы видели позиции, на которые стоимость превышала рекомендованную розничную цену в шесть раз», — говорит Роман Тимашов. Дефицит по некоторым запчастям наблюдался еще в период пандемии, но ситуация существенно ухудшилась после начала военных действий на Украине. Запчасти были затронуты санкциями ЕС, а единственным доступным путем доставки из Азии осталась железная дорога. На этом фоне стало невозможным как доставить комплектующие на конвейеры автозаводов в РФ, так и обеспечить сервисные работы.
Рост цен на автозапчасти уже привели к тому, что ЦБ позволил страховщикам рассчитывать стоимость ремонта по ОСАГО только по неоригинальным запчастям для сдерживания стоимости полиса. По каско государство цены не регулирует. Это позволяет сохранять объем страхового покрытия на прежнем уровне и избежать случаев, в которых клиент может столкнуться с тем что его транспортное средство будет признано не подлежащим восстановлению.
Дистрибуторы готовы оплачивать дилерам оригинальные запчасти, ввезенные без разрешения правообладателя. Кроме того, Минпромторг легализовал «параллельный импорт». Но пока это никак не увеличило доступность комплектующих. Основные причины дефицита — волатильность валют, невозможность прозрачного ценообразования и логистические проблемы, в том числе нехватка контейнеров для транспортировки морским путем и сбои в привычных маршрутах. Другие дилеры также говорят о сложностях с доставкой и отменах заказов, но в целом надеются на улучшение ситуации.
«Ожидаем волну угонов автомобилей и квартирных краж»: ранее DK.RU рассказывал о том как выросла стоимость имущества и его восстановления.