Срок действия досмотровых рамок в ряде аэропортов подходит к концу. Что будет с досмотром?
Лучшее досмотровое оборудование поставляли американская Rapiscan Systems и немецкая Smiths Heimann, но теперь обе они под санкциями. Без продления сроков эксплуатации сканеров досмотр станет ручным.
Ассоциация «Аэропорт», объединяющая аэропорты Домодедово, Пулково, «Аэропорты Севера», гавани Дальнего Востока и 30 других, попросила Минтранс разрешить не списывать иностранное оборудование для досмотра багажа и пассажиров после окончания заданного срока службы, сообщает Коммерсантъ. Без разрешения на использование старой техники аэропорты могут перейти на ручной досмотр, что вызовет «многочасовые очереди и негативно повлияет на безопасность».
Из-за отсутствия в необходимых количествах технических средств досмотра (ТСД) отечественного производства 90% аэропортов РФ оснащены оборудованием из США, Великобритании, Германии и Финляндии, из-за санкций заменить его на новое невозможно. Как указано в тексте письма от 5 мая, срок эксплуатации иностранного ТСД установлен производителем в пределах десяти лет, после чего их нельзя законно использовать. Во многих аэропортах эти сроки истекают в ближайшее время, считают авторы послания. По оценке ассоциации, импортозамещение и переоснащение отечественными ТСД займет не менее пяти лет и единственный выход — вернуть практику «продления ресурсов», которая до 2016 г. проводилась по распоряжению Ространснадзора.
В ГК «Аэродинамика» (объединяет аэропорты Сочи, Краснодара и Анапы) также поставили под сомнение необходимость возврата к старым руководствам о продлении ресурса, указав на «бессмысленность такой инициативы». В пресс-службе компании пояснили, что досмотровое оборудование в ряде аэропортов группы было обновлено в последние два года, поэтому необходимости в продлении сроков эксплуатации пока нет.
В Шереметьево сообщили, что им известно о проблеме со сроками эксплуатации ТСД, но в аэропорту все оборудование работает исправно «как минимум еще пять лет», а техподдержку оказывает российская компания. Отечественную досмотровую технику в МАШ заказывать пока не планируют. В Пулково сообщили, что работа оборудования может быть продолжена по истечении десятилетнего срока эксплуатации «при обеспечении определенных технических характеристик»:
В случае необходимости его замены возможно использование оборудования в том числе российских, китайских и белорусских производителей. После истечения сроков рамки не превращаются в тыквы и подлежат ремонту.
Как рассказал источник в одном из крупных аэропортов, лучшим ТСД все еще считается оборудование производства американской Rapiscan Systems и немецкой Smiths Heimann. В нескольких аэропортах сообщили, что иностранные поставщики пока официально не разрывали свои обязательства по сервису, однако некоторые из них заморозили поставки по уже оплаченным договорам без объяснения причин. Переход на российские аналоги пока не рассматривается из-за сомнений в сопоставимой скорости техобслуживания и исполнении заказа в срок:
Будет ли на нашем производстве вся нужная для ремонта или сборки база комплектующих — пока вопрос. Западные производители зарекомендовали себя скоростью гарантийного сервиса, богатыми комплектациями и бесперебойным функционалом. Аэропорт до начала летних пиковых загрузок сократил число работающих рамок на входных группах для экономии ресурса.
Собеседники в некоторых аэропортах указывают, что «устаревание оборудования и выход его из строя не остановят никакие регламенты». «Продление ресурса не гарантирует работоспособность оборудования. Автоматическое бесплатное продление и отмена проверок, как в случае с сертификатами летной годности на иностранных самолетах, было бы оптимальным решением»,— добавил представитель отрасли.
В России такое оборудование производит «Ростех», это рентгенотелевизионные установки (интроскопы), а также металлодетекторы как в классическом «рамочном» исполнении, так и оснащенные, например, тепловизорами. В госкорпорации заверили, что «предприятия выпускают оборудование партиями от 50 единиц и обладают мощностями для кратного увеличения объемов производства».
Ранее DK.RU рассказывал о том, что в апреле Евросоюз внес «Уральские Авиалинии», «Аэрофлот», S7, «Победа», Utair, Nordwind и другие российские авиакомпании в EU Air Safety List («Список безопасности полетов Евросоюза») — перечень авиаперевозчиков, которые, по мнению Еврокомиссии, не соблюдают международные стандарты безопасности. Причиной стало то что Росавиация разрешила российским авиакомпаниям использовать самолеты, которые находятся в собственности за рубежом, без надлежащего сертификата.