Подписаться
Курс ЦБ на 03.12
107,17
112,80

Виталий Федорцев: «Главный клиент бизнеса — это его сотрудник»

Виталий Федорцев, управляющий компании ООО «УЦСК «Сантехкомплект-Урал»
Виталий Федорцев, управляющий компании ООО «УЦСК «Сантехкомплект-Урал». Иллюстрация: ООО «УЦСК «Сантехкомплект-Урал»

Вложения бизнеса в развитие и образование сотрудников всегда окупаются с лихвой. Компания получает мотивированные, грамотные кадры, а работники — знания и возможность карьерного продвижения.

Новый тренд последних лет, который наблюдается в бизнесе, — рост числа корпоративных университетов. Закономерность понятна: система классического образования не успевает готовить специалистов и, тем более, руководителей, способных быстро реагировать на изменения рынка. Компании это четко понимают и выстраивают внутреннюю систему образования. Не совсем классического. По большей части оно направлено на апгрейд скиллов сотрудников.

О том, как выстроить систему корпоративного обучения, как доверить сотрудникам проектное управление и почему хорошие отзывы коллектива о компании так греют душу — в интервью с Виталием Федорцевым, управляющим компании ООО «УЦСК «Сантехкомплект-Урал».

Справка DK.RU

 
Компания «Сантехкомплект-Урал» была основана в 1995 году. Предприятие специализируется на комплектации сантехническим и инженерным оборудованием объектов строительства и реконструкции, проектировании и изготовлении блочно-модульных изделий, коллекторных групп, готовых индивидуальных тепловых пунктов и узлов учета тепла, в том числе и комплексном решении, включающем в себя монтаж и пуско-наладочные работы по оборудованию. В ассортименте компании более 45 000 наименований инженерного оборудования отечественных и импортных производителей. Есть собственный логистический центр на 25 000 м2, производственная площадка и инжиниринговый центр.
 

Виталий, перед тем, как перейдем к разговору о системе внутреннего обучения в вашей компании, хочу спросить: каким, на ваш взгляд, должно быть достойное корпоративное обучение?

— Идеальной, на 100% работающей схемы нет. Особенно если мы говорим о корпоративном обучении для торгово-промышленных компаний. У всех своя специфика. Однако мне видится, что в любом случае корпоративное обучение должно быть, во-первых, системным (т.е. постоянным), во-вторых, фундаментальным и обязательным на входе в компанию. В-третьих, среди тех, кто прошел обучение, необходимо проводить срез знаний, чтобы понимать, на каком уровне находится сотрудник.

Как система корпоративного обучения выстроена в вашей компании?

— У нас проводятся обучения нескольких типов. Первый тип: обучение на входе в компанию. Люди знакомятся с нашими ценностями, оборудованием, принципами работы. Это своеобразная стажировка. Второй тип: регулярные обучения для сотрудников, которым необходимо подтверждать квалификацию. Прохождение таких курсов предполагает дальнейшее тестирование и оценку знаний. Третий вид внутрикорпоративного образования — регулярные обучения по запросу и специфике работы сотрудников. У менеджеров по продажам — свои запросы на обучение, у финансового блока — свои, у отдела маркетинга — тем более. Полученные знания на внешних обучениях в дальнейшем сотрудники транслируют своим коллегам — в том числе для этого внутри компании раз в полгода проходят стратегические сессии.

Вы отметили, что организуете обучение по запросам сотрудников. Это внешние программы или внутренние?

— И те, и другие. Внешнее используется, когда, к примеру, сотрудник переходит на руководящую должность или должность директора подразделения. Он инициирует, что ему необходимо обучение, предлагает варианты курсов. Вместе с отделом персонала смотрим, выбираем, одобряем.

Единственное правило, которое я всегда соблюдаю: платные обучения всегда частично оплачиваются сотрудником. Это гарант того, что сотрудник в них заинтересован. Есть и субсидируемый блок внешних курсов. Их проходят электрики, стропальщики, чтобы подтвердить свою квалификацию. Обучение работе на новом оборудовании тоже бесплатное. В общей сложности на внешнее обучение наша компания тратит порядка 2,5-3 млн руб. в год.

Что касается внутреннего обучения: у нас в штате работает собственный бизнес-тренер. Он обучает персонал, адаптирует новичков, проводит тестирование, рассказывает об ассортименте продукции компании. Важно отметить, что бизнес-тренер работает только с линейным составом. Еще одна важная штатная единица, наделенная образовательными функциями, — бизнес-аналитик. Этот человек хорошо разбирается в нашей 1С, поэтому может просто и доступно объяснить менеджерам, как в этой системе работать.

Можете назвать конкретные курсы/программы, которые проходят ваши сотрудники как внутри компании, так и с помощью внешних подрядчиков?

— Перечислю несколько программ. К обучению с последующим срезом знаний, к примеру, относятся: технические курсы по отопительному, котельному и насосному оборудованию, курсы по теплым полам, водонагревателям и т.д.

В пул внешних обучающих программ, которые мы реализуем с подрядчиками, входят:

  • Тренинг «Управление личной эффективностью, стрессоустойчивость»;
  • Тренинг «Искусство продаж»;
  • Тренинг «Базовые управленческие навыки»;
  • Использование облачной ИТ инфраструктуры для бизнеса;
  • Основы web-программирования на языке PHP, АТС и CRM;
  • Профессиональная разработка на языке PHP. АТС и CRM продвинутый.

Это, конечно, лишь малый список обучений, которые проходят наши сотрудники.

Виталий Федорцев: «Главный клиент бизнеса — это его сотрудник» 1

 

Виталий Федорцев: «Главный клиент бизнеса — это его сотрудник» 2

Ваша компания появилась на рынке в 1995 году. Есть ли какие-то принципы внутрикорпоративного обучения, которые зарекомендовали себя в то время и применяются до сих пор?

— Где-то лет 15 назад наша компания начала использовать образовательный инструмент под названием «NEXT». Это специальная обучающая программа, рассчитанная на группу новичков. Поясню: например, набирали с помощью собеседования 20 человек на разные задачи. Они проходят обучение по нашим продуктам в программе «NEXT». Через месяц — тестируем. Часть людей, кто понимает, что не готов тут работать, отсеивается. Остальные новички определяются, в каком направлении им интересно «прокачиваться». Дальше начинается более глубокое обучение с учетом специализации. Мы знакомим людей с бизнес-процессами компании, технологиями и продуктам.

«Студенты», обучающиеся по программе «NEXT», у нас даже получают небольшую ежемесячную стипендию. Далее — снова тестирование. В итоге после всех тестов в компании остается 4-7 человек, замотивированных на работу и определившихся с направлением деятельности. Они распределяются по отделам.

И вот этот инструмент до сих пор работает, мы его используем тогда, когда необходимо закрыть сразу несколько позиций. Кстати, некоторые руководители высшего звена «Сантехкомплекта», которые работают в компании по сей день, — выходцы из «NEXT».

Виталий Федорцев: «Главный клиент бизнеса — это его сотрудник» 3

Расскажите про обучение, которое вам особенно запомнилось?

— В 2018 г. группа руководителей компании проходила очень классную программу «Бизнес-контекст» от компании Business Relations. Эта программа призвана выстроить новую систему взаимоотношений в коллективе, основанную на доверии и партнёрстве. Для меня очень важно, чтобы коллектив смотрел в одном направлении, двигался в одном направлении, делал работу в одном направлении. Это важнее любых правил и регламентов. На программе учат основам командной работы, но с ответственностью за свой собственный результат. В общем, этот тренинг на нас сильно повлиял и коллектив изменил отношение к себе, к работе, к выполняемым задачам и результату.

Виталий Федорцев: «Главный клиент бизнеса — это его сотрудник» 4

Как сотруднику «засчитывается» прохождение образовательных обязательных или необязательных курсов? На какие преференции он может претендовать?

— Когда человек успешен и растет — это уже результат. Собственно, для этого мы и работаем — чтобы становиться лучше. Но, конечно, после прохождения профильного обучения линейный персонал может претендовать на доплаты и бонусы — это первое. Второе: человек, успешно прошедший тестирование, попадает в кадровый резерв и может претендовать на более высокую должность, когда открывается вакансия.

В справке о вашей компании сказано, что человек, прошедший внутреннее обучение, может участвовать в проектном управлении компанией. Что это значит? 

— В компании есть собственный «проектный офис». Он участвует в реализации стратегических задач, принятых на стратегических сессиях. Например, нам нужен единый номенклатурный справочник. Идея классная? Классная! Вещь нужная? Нужная! И вот с помощью «проектного офиса» мы решаем, кто заказчик проекта, кто будет его реализовывать, какие подразделения необходимо подключить к решению задачи, какая цель и что в результате хотим получить. И запускаем в работу. Сотрудники формируются в группы — все эти люди так или иначе периодически проходят корпоративное обучение и могут поделиться своими знаниями и компетенциями, необходимыми для решения поставленной задачи. За последний год, к примеру, компания вела параллельно шесть межфункциональных проектов и 23 товарных.

Сейчас многие компании переходят в режим экономии, как говорится, «затягивают пояса». Надо ли в период нестабильности вкладываться в обучение сотрудников?

— Вопрос сложный. Это ведь выбор компании — учить или не учить сотрудников. Ведь если нет ни желания обучать, ни желания учиться, то ничего хорошего в результате не получится. Поэтому я считаю, что вкладываться в обучение сотрудников нужно обязательно. Конечно, на ближайшие месяцы мы временно поставили некоторые образовательные программы на паузу. Не отменили, нет. Приостановили. В основном это программы, рассчитанные на руководителей. А вот обучение для линейного персонала, для отделов продаж, отдела закупок и т.д. мы продолжаем проводить.

Техническое обучение по товарам мы тоже не можем остановить. Тем более что сейчас идет замещение европейских товаров на нашем рынке. Ассортимент продукции в компании меняется примерно на 20-25%. Естественно, точечные технические обучения по новым продуктам проходить необходимо. Это наша ответственность и перед персоналом, и перед клиентами.

Я, к примеру, всегда с радостью читаю отзывы наших сотрудников, которые отмечают адекватность руководства компании и руководящего состава. Они понимают, что решения, которые принимаются на высшем уровне, хорошо взвешенны и нацелены на развитие персонала и компании в целом. И ключевым фактором успеха является в том числе и корпоративное образование.

<<<Больше материалов о корпоративном обучении можно почитать здесь>>>

Самое читаемое
  • Роман Речкин: «Ситуация консервируется на годы, если не на десятилетия»Роман Речкин: «Ситуация консервируется на годы, если не на десятилетия»
  • «Лента» купила сеть из более чем 1,5 тыс. магазинов«Лента» купила сеть из более чем 1,5 тыс. магазинов
  • На южной окраине Екатеринбурга построят новый технопаркНа южной окраине Екатеринбурга построят новый технопарк
  • ФНС рассказала, кому не нужно платить налог на доход по вкладамФНС рассказала, кому не нужно платить налог на доход по вкладам
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.