Металлурги просят о помощи: отрасль в России на грани банкротства
Отрасль одна из первых попала под западные санкции, а продажа в Азию оказалась убыточной. Все осложнил укрепившийся в мае курс рубля.
С февраля 2022 г. производство стали в России терпит убытки. Ассоциация «Русская сталь» (объединяет крупнейшие российские компании черной металлургии, в том числе «Северсталь», ММК, НЛМК и Evraz) предупредила правительство об неизбежных убытках и сокращении производства, если власти не снизят налоги и не ослабят рубль. На этой неделе ассоциация отправила соответствующие письма в профильные ведомства, сообщает РБК со ссылкой на представителей отрасли.
По данным «Русской стали», в мае резко ухудшилось размещение заказов на закупку стали на внутреннем рынке. А на фоне западных санкций многие российские металлурги были вынуждены перенаправить поставки в Китай и другие азиатские страны. Там приходится продавать товар с дисконтом, а в некоторых случаях — даже ниже себестоимости. По данным «Русской стали», доля азиатского направления в экспортных поставках металлургов уже превышает 50% против 10–20% в 2021 г. Но с начала мая растущие объемы экспорта полуфабрикатов в большинстве случаев имеют отрицательную маржу. При курсе 63,5 руб. за доллар экспортная цена некоторых видов стальной продукции практически равна или даже ниже ее себестоимости.
Металлургам невыгодно резкое укрепление курса рубля, поэтому они просят правительство принять меры для ослабления национальной валюты. Негативные тенденции будут усиливаться без принятия мер по поддержке отрасли, в первую очередь — без отмены акциза на жидкую сталь (сплав железа с углеродом, традиционное сырье для производства металлопродукции) и повышенного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на железную руду и коксующийся уголь, предупредила «Русская сталь».
Акциз на жидкую сталь был введен в России с начала 2022 г. Формулы расчета всех трех налогов включают в себя международные котировки — на стальной полуфабрикат, уголь и руду соответственно. Ставка НДПИ для железной руды установлена на уровне 4,8% от средней цены на этот продукт за налоговый период, на коксующийся уголь — на уровне 1,5%, акциз на жидкую сталь — 2,7%.
Вопросы о снижении налоговой нагрузки металлургов обоснованны — они действительно испытывают сложности, признает руководитель аналитического департамента BCS Global Markets Кирилл Чуйко. Укрепление курса рубля с 90 до 60 за доллар убивает прибыль всех российских экспортеров в среднем в два раза. При падающих мировых, а вслед за ними и российских ценах на стальную продукцию стоимость угля и руды (компоненты для выплавки стали) остается на высоком уровне. Большинство российских производителей вынуждены закупать сырье, поэтому работают на грани выживания.
Некоторые предприятия уже терпят убытки и снижают производство. Без скорейшего принятия мер на предприятиях черной металлургии существуют серьезные риски сокращения персонала. Пока «нельзя уверенно говорить, что «Северсталь» сохраняет объем производства», сказал глава компании Алексей Мордашов журналистам 25 мая. Но, по его словам, компания держит «фокус на сохранение рабочих мест, выплату налогов, социальных платежей».
Компании, входящие в «Русскую сталь», шли навстречу предложениям правительства, включая переход на прямые долгосрочные контракты с потребителями с отвязкой от внешних котировок. Но, несмотря на это, продолжают звучать предложения по ограничениям на экспорт металлопродукции и регулированию внутренних цен. Недавно Минпромторг разослал в профильные ведомства проект постановления правительства, согласно которому власти смогут регулировать наценку производителей и поставщиков стройматериалов, металлопроката и сырья для их выпуска.
В прошлом месяце «Северсталь» продала «Воркутауголь», одну из крупнейших угледобывающих компаний России, сообщал DK.RU. Покупатели — владелец AEON Роман Троценко и экс-глава инвесткомпании А1 Андрей Тясто — получили кредит в Московском кредитном банке. Перед подписанием документов Троценко согласился уступить Тясто контроль в их совместной компании, группе «Русская энергия».