В Екатеринбурге открыли креативный кластер «Домна» на Вайнера, 16
Это пространство для работы предпринимателей или тех, кто хочет ими стать, а также место, куда можно привести гостей города. Здесь уже работают fashion coworking, медиаблок, лекторий и магазин.
20 декабря 2021 г. было подписано трехстороннее соглашение между городскими властями, областным правительством и Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства, по которому старинный дом, объект культурного наследия, расположенный по адресу Вайнера,16, был передан в безвозмездное пользование СОФПП для создания креативного кластера.
С тех пор прошло всего пять месяцев, и вот он достроен и открыт для работы. Он задумывался как площадка для локализации городского креативного предпринимательства по направлениям fashion, образовательный трек, IT, медиа, народно-художественные промыслы.
Данная площадка предназначена для коллективного пользования, постоянных размещений здесь не будет, то есть никаких офисов и производств, заявили в фонде.
Здесь уже есть:
- Магазин крафтовых товаров — местных производителей и мерча с символикой Екатеринбурга;
- Fashion coworking — это пространство, предназначенное для разных компаний и людей, где они могут работать. Проще говоря, это несколько залов с оборудованием для основных этапов производства модного продукта: блок разработки моделей, печати лекал, нанесения изображения и вышивки для создания мерча;
- Медиаблок — площадка для создания визуального контента, фото, видео, здесь можно записывать подкасты;
- Лекторий на 50 мест, оснащенный уникальной медиастеной и аудиосистемой.
Это все предназначено для общего использования. Чтобы воспользоваться возможностями кластера, нужно забронировать время на сайте domna.pro или прямо в здании, там есть для этого интерактивное устройство. Потребуется указать цель пребывания. «Откровенно фриковые мероприятия мы здесь проводить не будем», — заявил Валерий Пиличев, директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства.
Я живу всю жизнь в этом городе. Улицу Вайнера я созерцал на всех этапах ее развития. Мне очень приятно, что удалось сделать здесь такую точку притяжения. Ее можно показывать гостям или использовать для мероприятий. У меня всегда была проблема — приезжают люди и спрашивают, что купить в качестве сувениров в вашем городе, кроме змейки на магните. Я честно не знал, куда отвести, сейчас у нас есть интересный магазин крафтовых товаров, — поделился он своими мыслями по поводу открытия кластера.
Гости, присутствующие на открытии, заявили представителям СМИ, что у этого здания особая энергетика. Его старые стены, воздвигнутые еще до революции, стали пристанищем для молодых креативных людей, за которыми будущее. Именно с этим, по их мнению, связана особенная атмосфера пространства «Домны», в которой остро чувствуется связь времен и поколений.
Здесь самый центр города, наша пешеходная зона. Когда это здание освобождалось, было много предложений о том, как его использовать. Мы это активно обсуждали с областным правительством, с министерством инвестиций, с фондом поддержки предпринимательства. Также обсуждали саму идею развития креативной индустрии у нас в регионе, в том числе в Екатеринбурге. Когда я эту площадку увидел, у меня сразу возникла идея создать здесь такое пространство для креативной молодежи, — рассказал Алексей Орлов, мэр Екатеринбурга.
«Сегодня Екатеринбург — это город услуг, город IT-технологий, город fashion-индустрии, креативный город. Появление такого пространства для нашей молодежи должно, в первую очередь, эту специализацию укреплять. Промышленные предприятия вынесены за пределы Екатеринбурга, чтобы улучшить здесь экологию. Таким образом, наш город сменил свою специализацию, как уже было не раз», — подчеркнул он.
Здание, в котором теперь располагается креативный кластер, было построено в 1886 г. братьями Дмитриевыми. Его площадь примерно 2,5 тыс. кв. м. За пять месяцев одну треть помещений отремонтировали по последнему слову техники и правил оформления такого рода пространств. Инвестором выступили СОФПП и несколько корпораций и физических лиц. Огромную поддержку «Домне» оказало правительство Свердловской области и администрация Екатеринбурга.
По стенам здания видно, как это помещение неоднократно перестраивалось, здесь были арки, потом закрытые стены. Изначально оно использовалось как доходный дом для сдачи в аренду под разные мелкие лавки. Тут были табачная лавка, чайная лавка, магазин головных уборов, башмаков. Затем большую часть пространства выкупили екатеринбургские купцы братья Агафуровы, которые на месте большого количества лавочек открыли один большой универмаг.
Это был первый крупнейший торговый центр, причем очень продвинутый для того времени. Здесь использовались передовые методы продвижения и экспонирования товаров — прмоакции, дегустации и так далее.
Во время революции здание национализировали. Первоначально здесь размещалось здание типографии. Примечательно, что именно в ней впервые были опубликованы сказы Павла Бажова, тот самый первый сборник, который вышел еще до «Малахитовой шкатулки».
С середины до второй половины XX века здесь располагались городские конторы, самая большая — Свердловский Плодовощторг. Во время Великой Отечественной войны в нем размещалась детская поликлиника. В 1980-2000 гг. квартировал универмаг «Детский мир», а последние 10-15 лет исторический особняк был заброшен.
В Фонде рассказали, что когда подняли половые доски, в засыпке пола обнаружили артефакты событий, которые здесь происходили на протяжении всей истории здания. В стенах нашли гильзы и пули эпохи гражданской войны, плотницкие кованые гвозди XIX века, упаковку от миндального печенья первых хозяев здания братьев Дмитриевых с их логотипом, фаянсовую тарелку, крышку, осколки аптечного стекла, товарную бирку братьев Агафуровых, конторские бумаги, советские этикетки от конфет 1940-1950 гг., советские газеты. Все бережно сохранили, поместили в рамочки и повесили на стены в хронологическом порядке.
Валерий Пиличев, директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства
Все оформление лежит на СОФПП, здесь все сделано за счет фонда поддержки предпринимательства плюс деньги благотворителей, на входе они отмечены. Бюджетных денег здесь нет ни копейки. Инвестиционные расходы на эту площадку не окупятся никогда. У Фонда вообще нет задачи извлекать прибыль из этих помещений. Наша задача — помогать предпринимателям или помогать людям стать предпринимателями. Это социальный проект. Здесь нет экономики, мы его субсидируем за счет других доходных видов деятельности нашей организации, — рассказал Валерий Пиличев.
Он отметил, что за использование помещений предусмотрена символическая плата, но она связана не с экономикой, а с менталитетом и привлечением внимания. По его наблюдениям, предложенное бесплатно люди обходят стороной, считая стоящим только то, за что требуется заплатить деньги.
Читайте также на DK.RU: «Местные производители должны поддерживать своих, а не покупать иностранное»