«Если поменять вектор зависимости с «западного» на «восточный», экономику не восстановить»
Какие отрасли смогут выступить драйверами роста и замещением каких импортных товаров необходимо заняться в первую очередь, рассказали в Институте экономики УрО РАН.
В Центре региональных компаративных исследований Института экономики УрО РАН оценили, с какими сложностями столкнутся свердловские предприятия на фоне вводимых против России санкций. Эксперты отмечают, что в некоторых отраслях зависимость от импорта сейчас превышает 80%. В краткосрочной перспективе проблему могут решить поставщики из Китая, но в долгосрочной такое расширение несет определенные риски.
Специально для DK.RU ситуацию проанализировали:
- руководитель центра, доктор экономических наук Елена Андреева,
- ведущий научный сотрудник центра, доктор экономических наук Андрей Мальцев
- старший научный сотрудник, кандидат экономических наук Артем Ратнер.
В чем нуждается экономика?
Как отметили представители центра, агрегированная информация по зависимости предприятий от импортных комплектующих отсутствует. Но данные о состоянии отдельных отраслей экономики есть и они показывают, что перестроиться предприятиям будет не так-то просто. В настоящий момент:
- 80-95% импортных комплектующих используется в станкостроении;
- 90% пассажироперевозок в РФ осуществляется на воздушных судах-«иномарках» и на российском SSJ 100, но с иностранным двигателем;
- в микроэлектронике единственный в РФ производитель полупроводников для гражданской электроники — компания «Микрон» выпускает 3 тыс. кремниевых пластин по типологии до 130 нмв месяц при потребности страны в 30 тыс.;
- в медицине из 500 млн пар ежегодно используемых в РФ медицинских перчаток локализовано производство только 1%;
- годовой оборот рынка одежды, обуви и аксессуаров в РФ равняется 2,6 трлн руб., 82% которого занимает импорт.
Одну из наибольших долей в импорте Свердловской области, по оценкам Федеральной таможенной службы России, занимают машины, оборудование и транспортные средства. Без учета летательных аппаратов на их долю в 2021 г. пришелся 51% импорта Свердловской области. В числе стран, которые установили санкции на поставку машин, оборудования и транспортных средств, — США, ЕС, Великобритания, Япония, Тайвань, Швейцария, Новая Зеландия, Норвегия.
Расчеты по данным таможенной службы показывают, что в 2021 г. эти страны обеспечили 16,9% вышеупомянутого свердловского импорта продукции машиностроения. Из этого объема больше всего пришлось на группу реакторов, механического оборудования и компьютеров (10,3% валового вышеупомянутого свердловского импорта продукции машиностроения) и группу электрооборудования (3,3%).
Это пример того, в каких импортных компонентах наиболее остро нуждается свердловская экономика в условиях санкций. Однако у российской экономики есть производственный потенциал по этим группам товаров. В случае налаживания производства в других регионах возможны поставки из них, — отмечают представители Центра региональных компаративных исследований.
Как будем перестраиваться?
Экономисты пояснили, что в настоящий момент больше всего от санкций пострадали предприятия, которые работают в сфере производства автотранспортных средств. По данным Минпромторга России, индекс промышленного производства в этой сфере в марте 2022 г. упал на 54,5% по сравнению с мартом 2021 г. и на 62,5% по сравнению с февралем 2022 г. Причиной стало то, что целый ряд производств автомобилей в марте оказался без требуемых зарубежных комплектующих.
Сейчас российские предприятия ищут новых поставщиков и альтернативные каналы поставки оборудования и компонентов для производства. Собеседники DK.RU отметили, то часть потенциала замещения снабжения импортными компонентами и сырьем, затронутого санкциями, может заключаться в торговле с Китаем. За последние десятилетия объемы выпуска машин в Китае существенно выросли. По данным Национального бюро статистики Китая, с 2007 по 2018 г. в физическом выражении его производство моторных автотранспортных средств выросло в 3,1 раза, ноутбуков — в 2 раза.
Из-за введенения санкций перестраиваться придется и тем предприятиям, которые экспортируют свою продукцию.
Просто переключить производство на внутренний рынок вряд ли возможно. Есть «потолок» внутреннего платежеспособного спроса, который в таком случае необходимо будет пропорционально повышать. Есть проблема внутреннего ценообразования, ориентированного на схемы экспортного нетбэка, есть другие сложности, — говорят представители центра компаративных исследований..
Эксперты отмечают, что драйверами экономического роста в сложившихся условиях могут стать предприятия самых разных сфер: это и представители традиционных отраслей специализации Свердловской области, и предприятия оборонно-промышленного комплекса, и производства, которые испытывают «импортозависимость».
Необходимо перенести акцент на опережающее развитие производств с максимальной добавленной стоимостью и купировать угрозу смены «западного» вектора зависимости на «восточный». Это особенно важно для восстановления экономики, — говорят в Центре региональных компаративных исследований. — То, как ситуация в экономике будет развиваться дальше, будет зависеть от многих факторов. В том числе — от комплекса инструментов государственной экономической политики, в частности — фискальных и налоговых. Представляется, что в краткосрочной перспективе развитие ситуации будет определяться потенциалом замещения снабжения, затронутого санкциями, поставками из Китая и других стран-партнеров. В дальнейшем купирование проблемных точек будет в немалой степени зависеть от успеха организации импортозамещающих производств, переформатирования логистических цепочек, обеспечения реальных доходов населения.
Ранее DK.RU сообщал, что власти Свердловской области разработали региональный план импортозамещения. В настоящий момент он принят. В списке импортозамещающей продукции, которую намерены изготовить для свердловских предприятий и населения, 27 наименований. В частности, предприятия нуждаются:
- в картонной упаковке для продуктов и тетрапаках,
- в красителях для текстиля и бумаге для текстильной печати,
- в фармацевтических лактозе и крахмале,
- в подшипниках для колесных пар,
- твердосплавном инструменте,
- насосном оборудовании для водного хозяйства,
- электротехническом оборудовании.
Для населения планируют наладить производство предметов личной гигиены (бумажных салфеток, ватных дисков и пр.), подгузников, бытовой химии и офисной бумаги.
>>> Читайте также на DK.RU:
Наталья Зубаревич: «Этот кризис совсем не от слова "отжался". Мы еще летим, дна не нащупали»
Что надо сделать, чтобы выдернуть самолет экономики из крутого пике — Евгений Коган