«В одном ряду с Эритреей и Бутаном». Авиабезопасность РФ беспокоит международных экспертов
«Стандарты и рекомендации ICAO написаны мировой кровью, они умнее нас всех». Международная ассоциация гражданской авиации дала России время до середины сентября. Росавиация говорит, что все в порядке.
ICAO, Международная организация гражданской авиации, считает, что в России налицо существенная и до сих пор нерешенная проблема в области обеспечения безопасности полетов. Как пишет РБК, речь об этом идет в закрытом бюллетене ICAO от 15 июня. У издания есть копия документа, подлинность которой подтвердил официальный представитель организации Энтони Филбин.
Международные эксперты считают, что если российские власти не разберутся с проблемой к середине сентября, информация о «существенных опасениях в области безопасности» станет общедоступной. Тогда Россия присоединится к Эритрее и Бутану, где официально декларированы проблемы с обеспечением безопасности полетов.
Энтони Филбин пояснил, что опасения ICAO связаны с нарушением ст. 18 Чикагской конвенции. Она гласит, что воздушное судно не может быть законно зарегистрировано более чем в одном государстве. Двойная регистрация влечет за собой проблемы, связанные с международным признанием лицензии радиостанции самолета и сертификата его летной годности.
Страна регистрации выдает так называемую радиолицензию, разрешая использование определенных частот различному оборудованию воздушного судна, — пояснил изданию специалист, занимающийся вопросами сертификации авиатехники и пожелавший сохранить анонимность.
Он уточнил, что в прошивке аварийного радиомаяка самолета (ELT) записывается в том числе регистрационный номер воздушного судна. После введения санкций российские авиакомпании активно регистрируют западные самолеты в национальном реестре. По данным Росавиации на 15 июня, в российский реестр с начала 2022 г. были переведены более 600 самолетов, преимущественно производства Airbus и Boeing. Но, по информации бермудских авиавластей, такое же число самолетов российских авиакомпаний, включая «Аэрофлот», S7 и «Победу», до сих пор зарегистрированы на Бермудах. Из-за такой двойной регистрации у нескольких компаний, к примеру IFly и «Авиастар-ТУ», возникли проблемы с рейсами в Китай: перевозчики не смогли документально подтвердить, что импортные самолеты официально сняты с регистрации за рубежом. Власти Китая, соблюдая международное законодательство в области авиации, отказали в полетах на таких самолетах.
В Росавиации, комментируя ситуацию, заявляют, что позиция ведомства была озвучена 27 апреля и с тех пор не менялась. Тогда пресс-служба ведомства обнародовала текст, в котором говорилось, что ради достижения конкретных политических целей «недружественными странами» приняты решения, ставящие систему мировых воздушных сообщений, основанную на положениях Чикагской конвенции, под угрозу фрагментации и разрушения. В Росавиации отвергли любую озабоченность в отношении безопасности полетов российских воздушных судов и заявили об отсутствии фактических доказательств несоответствия самолетов требованиям ICAO.
Президент международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников же уверен, что игнорировать рекомендации ICAO нельзя:
Еще министр гражданской авиации СССР Борис Бугаев говорил, что надо соблюдать стандарты и рекомендации ICAO — они написаны мировой кровью. Стандарты и рекомендации ICAO умнее нас всех. Потому что эти правила формирует мировая [авиационная] общественность.
Крупнейшие авиакомпании страны новость пока не прокомментировали.
СПРАВКА
Напомним, после начала специальной военной операции России в Украине санкции запретили операционный лизинг самолетов в интересах российских перевозчиков, после чего в одностороннем порядке были расторгнуты договоры лизинга на более чем 700 иностранных самолетов, сообщала Росавиация. За рубежом на 22 марта были арестованы 78 самолетов, говорил министр транспорта Виталий Савельев.
Также для полетов российских авиакомпаний были закрыты воздушные пространства ЕС, США и ряда других стран. Более 20 российских перевозчиков внесены «черный список ЕС». Авиационные власти Бермуд и Ирландии приостановили сертификаты летной годности самолетов российских компаний, а Федеральное авиационное управление США понизило рейтинг безопасности полетов для авиакомпаний России, посчитав, что Росавиация не соответствует нормам безопасности ICAO.