В Свердловской области есть свой маркетплейс. Что это дает региону?
Производителям удобнее размещать товары на местной торговой площадке. Нашему региону повезло, что у нас есть BLIZKO: сейчас значение и возможности этого сервиса выросли, считают эксперты.
Многие успешные сейчас компании получили импульс для развития именно в критической ситуации — любой кризис скрывает в себе новые возможности для того, кто умеет их разглядеть.
Сейчас ограничения или санкции на торговлю с Западом дали возможность местным компаниям наращивать клиентскую базу за счет ухода с рынка иностранных игроков. Не стал исключением и уральский маркетплейс BLIZKO. О том, как здесь стараются не упустить возможности, рассказали руководители этого бизнеса Светлана Валгепеа, коммерческий директор, и Ольга Титовец, директор по продукту BLIZKO.
Справка DK.RU
В 2010 г. BLIZKO становится торговой площадкой. И, хотя наиболее широко на портале представлены компании строительного рынка, на него начинают обращать внимание и клиенты из других отраслей — медицины, услуг и пр.
Сегодня основная тематика Blizko — это строительство, но при этом здесь с хорошими для себя результатами размещаются и представители других сегментов бизнеса.
BLIZKO работает во всех городах России численностью населения от 200 тыс. человек, это 422 города, сотрудничает с Ozon, LeroyMerlin, Перекрестком, Эльдорадо.
Почему вы называете себя местным брендом, вы же работаете по всей России?
Светлана Валгепеа:
— Головной офис компании находится в Екатеринбурге. Все серверные мощности, хранилища баз данных и люди, которые работают над этим проектом, находятся на территории РФ. Мы — полностью российский проект, и это для наших клиентов гарантия надежности.
Какой у вас принцип работы, кто ваши клиенты, что вы им предлагаете?
— Специфика любого маркетплейса (и Blizko не исключение) в том, что он работает сразу на две категории клиентов — продавца и покупателя. Первый размещает на нашей торговой площадке рекламу, и это тот клиент, который платит нам деньги. Второй — это конечный потребитель площадки, посетитель. И наша задача как раз — соединить покупателя и продавца, соблюсти интересы обоих, дать им пользу.
То есть тем клиентам, которые приходят на нашу торговую площадку, мы должны дать максимально качественную аудиторию и сделать так, чтобы представленные ими товары были куплены. Причем покупка не обязательно должна совершаться онлайн. Ко многим клиенты приходят в торговые офлайн-точки после того, как нашли предложение компании на портале.
Посетитель Blizko изучает товары рекламодателей, может позвонить по телефону, который мы указываем на товарных карточках, может совершить покупку прямо на сайте, а может и буквально прийти ногами. Фактически мы продаем нашим клиентам целевую аудиторию — потенциальных покупателей со сформированной потребностью.
Есть клиенты, которые размещаются у нас с услугами. Мы не ограничиваем себя только товарниками или поставщиками услуг — мы можем дать пользу и тем, и другим.
Вы абсолютно универсальны? Может, есть какая-то группа товаров, которая представлена наиболее широко?
— У нас хорошо себя чувствуют клиенты, которые развиваются в строительной отрасли — продают товары для ремонта и строительства, оказывают услуги в этой сфере, готовы предложить покупателю весь спектр продуктов, связанных с обустройством дома-дачи и быта — технику, диваны, мебель. Часто клиенты приходят на Blizko в тот момент жизни, когда их ждут позитивные изменения.
Как вы ощутили на себе перемены в экономике, которые произошли за последние полгода?
— В новых условиях мы видим перспективы. Сейчас импортных товаров становится меньше, у российских производителей и предпринимателей появляется возможность реализовать свои товары и услуги. Мы видим, что количество запросов на товары внутреннего производства выросло, и мы ощущаем приток посетителей на площадке.
У портала всегда была своя аудитория, которая посещает нас ежемесячно, а сейчас эта аудитория заметно выросла. Это подтверждают данные сервиса Wordstat и другие независимые источники. Посещаемость на площадке растет и мы приглашаем клиентов забрать эту аудиторию.
Доступ к площадке открыт для всех или должен быть какой-то определенный уровень у бизнеса, чтобы у вас разместиться, вы как-то ранжируете клиентов?
— Входной чек для клиента невелик и доступен даже малому бизнесу. Годовое размещение — от 30 тыс. руб, в зависимости от ассортимента, который хочет представить клиент. Если клиент работает на географически ограниченном рынке, то, конечно, для него предложение будет более доступным. Если к нам приходит клиент с большой товарной массой и намерением размещаться на всю Россию, ему будет сделано другое предложение. Каким бы ни был клиент, мы подберем для него такой формат размещения, который принесет максимальную отдачу.
Почему сейчас маркетплейсы набирают обороты, чем они привлекают покупателей? Чем привлекателен BLIZKO?
Ольга Титовец:
— С маркетплейсом торговать выгоднее, потому что к нему больше доверия: если площадка большая, то покупатель может выбрать, сравнить, посмотреть отзывы. В текущие времена у покупателя больше доверия к маркетплейсу, чем к узкоспециализированному интернет-магазину.
Blizko удобен тем, что здесь есть товары и предложения, которые производятся не только в крупных, но и в маленьких городах. Это касается стройки, мебели. У нас есть много местных компаний и, скорее всего, мы привлекаем именно этим. Все, что касается фанеры, цемента, песка, которые сейчас непонятно где искать, представлены на BLIZKO и «Пульсе Цен».
Вы чем-то отличаетесь от других, более крупных игроков на рынке интернет-торговли, или все работают по аналогичной схеме?
— Маркетплейс — это очень сложная система, по идее, он должен на себя брать функции отплаты, доставки и т.п. В этом смысле мы все-таки больше торговая площадка, чем маркетплейс.
Мы не берем деньги себе, как «Озон», мы просто являемся связующим звеном между покупателем и продавцом. Деньги берет непосредственно клиент. Мы лишь помогаем совершить эту коммуникацию. Да, в последнее время мы любим говорить, что мы маркетплейс, чтобы условно присоединиться к большим игрокам, но, исходя из организации бизнеса, мы — торговая площадка. У нас нет своих складов и службы доставки.
Заходя на «Озон» или «Вайлдберрис», люди покупают у «Озона» и «Вайлдберрис», там практически нет возможности продвигать представленный на них бренд, нет возможности развивать свою компанию. У нас по-другому: клиент покупает непосредственно у представленного продавца, а «Близко» гарантирует, что размещает только достойные компании. Мы предоставляем отзывы от других покупателей, которые уже с этой компанией взаимодействовали, и проверяем их на достоверность.
При этом мы даем возможность продвигать компаниям свой бренд, в том числе потому, что когда покупатель оформляет заказ, он взаимодействует именно с ними. Это выгодно и интересно, дает возможность представить себя, выделить, рассказать о себе. Не без нашей помощи, конечно: у них есть непосредственно свой сайт на портале «Близко», на который они могут самостоятельно привлекать трафик.
На других маркетплейсах такой возможности нет. Там у покупателя формируется доверие к площадке, а не к бренду.
У нас размещаются не только компании, которые предлагают товары, но и те, кто продвигает услуги. Например, есть медицинские центры, строительные компании, компании по установке пластиковых окон, по вывозу мусора и снега, аренде спецтехники.
Это такие рынки, которые вообще не понимают, куда им идти. Они никогда не смогут зайти в классический маркетплейс: купить окна на «Озон», конечно, можно, но устанавливать их придется самому.
Я правильно понимаю, что вы не вмешиваетесь в ценообразование, не проводите своих акций и распродаж?
— Верно, мы не вмешиваемся в ценообразование, у наших клиентов своя ценовая политика, они самостоятельно взаимодействуют с покупателем. Наша задача как раз обеспечить эту коммуникацию, чтобы покупателю удобно было выбрать компанию, а клиенту — удобно принять этот заказ через удобные каналы коммуникации.
Как вы сами продвигаетесь? Вы потеряли клиентов, которые выходили на вас через запрещенные соцсети?
— У нас там никогда не было большой клиентской базы. Мы этим, кстати, тоже отличаемся от всех других: у нас трафик приходит в основном из поисковых систем. Когда люди через поисковик пишут: «купить пластиковые окна», «купить фанеру», «купить телевизор», «купить диван», они ищут какой-то конкретный товар или услугу. Мы как раз и привлекаем аудиторию, у которой уже сформированы потребности.
В соцсети люди приходят, чтобы общаться, а не искать телевизор. У нас там всегда была очень маленькая доля аудитории, потому что посетители соцсетей не имеют сформированной потребности. В общем, мы от запрета соцсетей не пострадали. Нам стало даже лучше, так как поисковый трафик сейчас в приоритете. В принципе, у нас реклама есть везде, но она больше работает на узнаваемость бренда. Основная часть покупателей все равно приходит через поиск.
Почему продажи через интернет — это важно и нужно для бизнеса?
Валерий Пиличев, директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства:
— Маркетплейсы — эффективный инструмент для небольших компаний, которым не хватает ресурсов заниматься продвижением своих товаров, логистикой и хранением. Крупные площадки с постоянным трафиком помогают им найти своего потребителя, и не только в домашнем регионе. В текущих условиях поиск новых каналов сбыта для малого и среднего бизнеса как никогда актуален. Поэтому мы выделили тему маркетплейсов в отдельную комплексную услугу. В неё входит набор инструментов, в том числе образовательные программы и наставническое сопровождение. Получатели услуги «Маркетплейсы» будут проходить обучение по программе продолжительностью не менее 32 академических часов, а также получат поддержку наставников в развитии торговли на крупных интернет-площадках.
Читайте также на DK.RU: Яндекс создает подразделение для параллельного импорта. Крупнейшие маркетплейсы не отстают.