Выставка, которой нет. Что такое современное искусство и как его «читать»?
Одни его не понимают, другие восхищаются, третьи делают на нем миллионы. Даже искусствоведы, смотря на одно и то же произведение современного искусства, увидят в нем разные замыслы.
«Современное искусство подобно женщинам,
вы не сможете получить от него удовольствие,
если будете пробовать его понять»
(с. Фредди Меркьюри)
Как только речь заходит о современном искусстве, в памяти невольно всплывает фрагмент из фильма «О чем говорят мужчины», когда один из главных героев долго размышлял над надписью «Туалет не работает» в галерее современного искусства. Он пытался понять — это тонкий художественный замысел или же уборная, которая и вправду не работает.
Сегодня существует множество литературы, которая объясняет, что такое современное искусство и как его понимать. Так, к примеру, бывший директор по медиа Лондонской галереи Тейт Уилл Гомперц в своей книге «Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси» предлагает смотреть на современное искусство сквозь призму времени. По его мнению, произведения искусства всегда отражают происходящие в мире события и отношение художников к ним.
Коллекционер Сергей Гущин и художник Александр Щуренков в книге «Современное искусство и как перестать его бояться» говорят о том, что отторжение произведений современного искусства происходит из-за страха. Люди просто боятся спросить: «А что имел в виду художник?». Чтобы преодолеть эти страхи, во-первых, надо честно себе в них признаться, а во-вторых, при следующем посещении выставки задать себе четыре вопроса:
- Что я вижу перед собой?
- Из каких материалов и в какой технике выполнена эта работа?
- Как целиком можно описать то, что я вижу?
- Какие эмоции вызывает эта работа?
Ответы на эти простые вопросы, говорят они, — первый шаг к пониманию современного искусства.
Журналисты DK.RU тоже решили прикоснуться к современному искусству и посетили несколько московских выставок, где представлены работы художников Ирины Ивы, Клары Голициной, Анастасии Куликовой, Яны Ризнык, Ивана Новикова и др. Поездка в столицу была организована Комитетом по туризму города Москвы. Подобные культурные туры ведомство проводит с ноября 2021 г. для регионов, чтобы раскрыть туристический потенциал столицы. А раскрывать действительно есть что: список культурных событий Москвы, которые будет интересно посетить гостю города, регулярно обновляется на сайте Discover Moscow. Это официальный туристический портал столицы.
Но вернемся к современному искусству. Первая выставка, посещение которой было запланировано во время тура, называлась «Закрыть гештальт!?» Представлена она на просторах центра дизайна Artplay.
Фото: центр дизайна Artpay
Справка
Фото: стены внутреннего двора в Artplay — холст для современных художников
Здесь, в Artplay, выставлены работы взрослых художников, которые уже умеют выстраивать диалог со зрителем и знают, как вызвать у него эмоции. Казалось бы, этот гештальт у них закрыт, но авторы картин считают: выработанный художественный язык — это не стагнация, а мотивация к дальнейшему развитию.
Взять, к примеру, картины Ирины Ивы. Художница смело экспериментирует не только с материалами (она пишет маслом и художественными маркерами), но и со стилем.
Особо следует отметить ее работы из серии «Мои отношения с искусством» и ее непальские тибетские зарисовки с натуры. Находясь между двух стратегий в искусстве — современной (contemporary) и академической — она успешно балансирует между ними. При этом она убеждена, что как таковых границ в искусстве нет. Основным аспектом изучения для нее является все, что связано с дихотомией в искусстве, — рассказывает культуролог, искусствовед и куратор проекта «Закрыть гештальт!?» Галина Мажейкина.
Фото: эту картину Ирина Ива написала в Тибете. Она называется «В царстве Белой Тары»
Фото: а это автопортрет художницы. Здесь она балансирует между двух видов искусств — классическим и современным
Еще один автор, представленный на выставке «Закрыть гештальт!?», написала картину, которую часто сравнивают с «Троицей» Андрея Рублева. Однако к иконописи произведение Анастасии Куликовой никак не относится. На картине изображена известная всем игра «Камень, ножницы, бумага».
Андрогинные лики ее персонажей ведут нас к размышлениям о первообразе человека. Два лика, но в объятиях их — единая сущность человеческой гармонии в союзе двух, которые смотрят каждый вглубь себя, — продолжает Галина Мажейкина.
Фото: Анастасия Куликова, «Камень, ножницы, бумага»
Работы Анастасии Куликовой — в целом про познание себя. Если посмотреть на следующие три картины, можно заметить, что герои смотрят не друг на друга, а как будто сквозь плоть. Недорисованный контур картин «Путь» и «Пересечение» обозначает, что у автора еще есть незакрытые художественные гештальты.
Фото: сверху — картина «Бесконечность», слева — «Путь», справа — «Пересечение»
Стать современным художником можно в любом возрасте, доказывают участники выставки «Закрыть гештальт!?». Следующий автор, к примеру, родился в 1925 г. Клара Голицына по сей день пишет картины, выставляется в художественных галереях страны и сама выпускает каталоги. Для этого она даже освоила программу CorelDRAW.
Фото: Клара Голицына, «С белым»
Белый треугольник на этой картине появился сравнительно недавно. Оказывается, художники довольно часто перерисовывают свои произведения или добавляют на них какие-то элементы. Так вот, треугольник — это отсылка к масочному режиму.
Фото: картины Клары Голицыной
Стремление к поиску пластического языка выражено в ее многочисленных экспериментах с линиями и фигурами. Максимально обобщить форму до образа — главное в ее творчестве, — рассказывает Галина Мажейкина.
Следующая остановка, где можно посмотреть работы современных художников, — Винзавод. Это один из самых масштабных частных центров современного искусства в России. Он объединяет галереи, студии, мастерские и шоу-румы. На базе Винзавода создан Фонд поддержки современного искусства.
Кроме того, в рамках образовательной деятельности Винзавода сейчас работает Лаборатория новых медиа. Все проекты направлены на расширение возможностей для начинающих профессионалов в области искусства и культуры в целом.
Винзавод пережил практически все смутные для нашей страны времена, даже «сухой закон». Не удалось только справиться с «лихими 90-ми». В 2001 году Мосвинкомбинат был обанкрочен. Его территория была выкуплена ООО «МВК-Эстейт», и в 2004 году новый владелец решил открыть на этой территории арт-кластер. Основателем центра современного искусства Винзавод стал предприниматель Роман Троценко. Его супруга — Софья Троценко — до 2012 г. занимала должность директора Центра.
Фото: внутренний двор Винзавода
Этот Центр современного искусства представляет не только художественную, но и историческую ценность. Так, к примеру, основатели Винзавода сохранили в первозданном виде помещение большого винного хранилища. Кстати, эту площадку тоже используют для различных выставок и перфомансов. Например, онлайн-сервис Амедиатека устроил в подземелье фантастическое шоу по мотивам «Игры престолов».
Фото: большое винное хранилище Винзавода — очень атмосферное. Поэтому выставки здесь проводят только смельчаки. Важно, чтобы антураж хранилища не был громче, чем сами произведения искусства
Один из залов Винзавода занимает выставка молодого современного художника Ивана Новикова. А необычна эта выставка тем, что ее нет.
Фото: вместо картин Иван Новиков вывесил на стены пустые полотна. Выставка так и называется — «Нет».
О чем этот проект? О трудностях. Молодые художники чувствуют стеснение, когда пытаются сделать какое-то громкое политическое или социальное заявление. Собственно, это неустойчивое положение современного искусства и есть главная мысль, заложенная автором в этот проект. Экспозиция решения таким образом, чтобы показать состояние отмененного для зрителя искусства и отсутствие возможности для слова или художественного образа быть явленным.
От картин, которых нет, перейдем к произведениям, которые есть. Еще одну галерею Винзавода занимает проект «Колыбель человечества 2.0». Художник Яна Ризнык размышляет в своих картинах о неизменной сложности человеческой природы в условиях адаптации к новой местности. В работах художника раскрывается конфронтация между внешним и внутренним миром. Ведь сколько бы ни менялась внешняя обстановка, человек всегда берет с собой себя, свои привычки и шаблоны поведения.
Фото: например, на этой картине человек взял с собой в космос бутылку любимого напитка. Также можно заметить, что космонавт лежит на горе мусора: земные привычки неискоренимы
Фото: эта картина называется «Одинокий день рождения». Космонавт готовит зефир в честь своего праздника
Смысл некоторых произведений современного искусства понятен сразу. Над другими картинами надо провести не один десяток минут, чтобы расшифровать замысел автора. Но даже вдумчивая остановка перед работой не гарантирует, что мысль автора совпадет с интерпретацией зрителя. Яркий пример — знаменитые «Крысы» Бэнкси.
Я рисовал крыс целых три года, а потом кто-то сказал мне: какая это талантливая анаграмма слова «искусство» (англ. rat и art). И мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь, — рассказывал он.
Как бы то ни было, человек всегда обращался и будет обращаться к искусству. К современному — в том числе. Во-первых, из-за необходимости проявлять эмпатию и сопереживать. Во-вторых, чтобы лучше познать мир и правила, по которым он устроен.