VK и «Сбер» ищут покупателя на Delivery Club
«Яндекс» может обменять Delivery на свои проекты, если сделку одобрит ФАС и оба нынешних его владельца будут готовы в результате сделки выйти из компании.
«Распродажа» ИТ-компаний в России продолжается. VK и «Сбер» ищут покупателя на крупнейший российский сервис доставки еды Delivery Club, им может стать их давний конкурент — компания «Яндекс», пишет The Bell.
О том, что VK и «Сбер» рассматривают возможность продать один из крупнейших активов своего совместного предприятия «O2O», стало известно от акционеров компании. Теперь на актив нашелся и потенциальный покупатель. Компании рассматривают разные варианты для сделки. Одним из них может стать обмен активами: «Яндекс» получит Delivery в обмен на сервисы «Новости» и «Дзен». Но случится это только в том случае, если такую сделку одобрит ФАС.
VK и «Сбер» после введения санкций устроили ревизию активов, на базе которых собирались развивать свои экосистемы. В марте партнеры решили закрыть агрегатор такси «Ситимобил», но позднее договорились о продаже активов сервиса компании People&People (владелец сервисов «Таксовичкоф» и «Грузовичкоф»). Кроме того, в марте стало известно, что VK и «Сбер» могут продать или закрыть другой сервис из своего совместного предприятия — «Кухню на районе».
Продажа Delivery VK и «Сберу» обсуждают довольно давно. Сейчас VK уже приняла стратегическое решение развиваться вокруг контентных сервисов: соцсетей, мессенджеров и видео-сервисов. Delivery в эту концепцию не укладывается, при этом проект требует больших инвестиций. «Сбер» же сейчас больше занят собственными проектами. «Яндекс» готов будет купить актив, только если оба акционера полностью выйдут из проекта. Так что для начала VK и «Сбер» должны договориться, кто выкупит его из СП, а затем продаст «Яндексу». Что в обмен на свою долю в Delivery Club получит «Сбер» — неясно. За прошлый год партнеры вложили в развите СП до 43 млрд руб.
Совместное предприятие продолжает приносить «Сберу» и VK убытки: за 2021 г. чистый убыток «O2O» составил 14,4 млрд руб., за год до этого было 10,5 млрд руб., следует из годовой отчетности VK. Выручка Delivery Club за прошлый год выросла на 60% до 16,2 млрд руб., число заказов увеличилось почти в полтора раза, до 87 млн. Объем рынка доставки еды составил по итогам года порядка 400 млрд руб.
Кроме того, рынок доставки еды из ресторанов постепенно смешивается с рынком экспресс-доставки продуктов. Экспресс-доставка уже доросла до 329 млрд руб. по итогам 2021 г. Лидирует «СберМаркет», самостоятельный проект «Сбера» по доставке продуктов: оборот сервиса в 2021 г. вырос до 58,6 млрд руб., число заказов до 24 млн. На пятерку лидеров — «Самокат», «ВкусВилл», «СберМаркет», «Яндекс Лавку» и Delivery — в прошлом году приходилось три четверти от всего объема заказов.
Напомним, в конце апреля VK подписала соглашение об основных условиях покупки «Яндекс.Новостей» и рекомендательной платформы «Яндекс.Дзен», сообщал DK.RU. На тот момент сделка не было одобрена антимонопольной службой. Ее детали не раскрывались. Пока оба сервиса представлены на главной «Яндекса».