«Просрочка вследствие военных действий»: Госдума предлагает простить штрафы РЖД
Объем исков к РЖД за просрочку доставки грузов превысил 4 млрд руб. В монополии опасаются финансовых убытков. Эти опасения поддержали в парламенте. Грузоотправители считают обоснования сомнительными.
В Госдуме предлагают не штрафовать РЖД за просрочку доставки грузов, сообщает Коммерсант. Идея заключается в том, чтобы дополнить статью 97 Устава железнодорожного транспорта абзацем, в котором говорится, что пени не начисляются и не уплачиваются перевозчиком, «выдавшим груз с просрочкой вследствие военных действий или других военно-технических операций, применения санкций или ограничений в отношении перевозчика, а также других обстоятельств» (цитата). В январе-мае в арбитражные суды были поданы иски к РЖД за просрочку доставки грузов и порожних вагонов на сумму свыше 4 млрд руб.
Другой вариант — разрешить правительству установить соответствующий мораторий на 2022 г.
В РЖД инициативу поддержали, поскольку под действием санкций со стороны недружественных государств предприятия вынуждены переориентировать поставки своей продукции на альтернативные направления. По ряду отраслей экономики правительство уже выработало механизмы по снижению финансовой нагрузки, в том числе по выплате неустойки, аналогичные условия могли бы быть установлены и применительно к статье 97 устава:
Беспрецедентный спрос на железнодорожные перевозки по этим направлениям и увеличивающиеся объемы могут существенно повлиять на соблюдение сроков доставки грузов по всей сети железных дорог и, как следствие, привести к значительным финансовым убыткам РЖД в виде уплаты пени за нарушение сроков доставки грузов. Мы уже наблюдаем эту тенденцию. <...> Мера позволит оперативно реагировать на изменяющиеся макроэкономические условия и удовлетворять потребности экономики в перевозках грузов за счет обеспечения вывоза дополнительных объемов, а также формирования новых логистических цепочек для освоения рынков стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Контрагенты железных дорог считают инициативу крайне спорной. «Еще более сомнительно ее обоснование», — говорит исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Игорь Санковский:
Ведь негативные последствия недружественных действий затронули не только железнодорожного перевозчика, но и грузоотправителей, операторов и других участников рынка. Однако предложений об одновременной, зеркальной защите других сторон правоотношений рассматриваемая инициатива не содержит. Рассматриваемые в судах иски относятся к нарушениям сроков доставки, имевшим место в период до начала [спецоперации], в частности, в 2021 году.
В СОЖТ считают введение моратория недопустимым. Санковский также считает избыточным предложение по дополнению статьи 97 устава, поскольку все перечисленные обстоятельства уже предусмотрены положениями статьи 29 устава, а следовательно, «не имеется препятствий для РЖД исключить свою ответственность».
Клиенты РЖД считают, что введение моратория на штрафы не окажет влияния на финансовую устойчивость монополии: сам РЖД в разы больше штрафует пользователей инфраструктуры. Штрафы, выставленные контрагентам, за 2021 г. составили 1,8 млрд руб., тогда претензии контрагентов составили только 546 млн руб. По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, отказ от штрафов несвоевременен и деструктивен, поскольку их наличие дисциплинирует.
При этом монополия уже получила достаточную поддержку от государства — в виде вливаний в уставный капитал и индексации тарифов на 11%. Сейчас, по мнению экспертов, следует сосредоточиться на поддержке грузоотправителей — экспортеров, которые столкнулись с неадекватным курсом рубля, и импортеров, которые прилагают беспрецедентные усилия для того, чтобы ввезти продукцию в РФ, несмотря на ограничения и необходимость вносить предоплату на всех стадиях.
Как ранее рассказывал DK.RU, в июне 2022 г. МегаФон и РЖД договорились о сотрудничестве в области информационной безопасности, внедрения технологий интернета вещей и импортозамещения цифровых решений. Новые технологии позволят в режиме реального времени собирать информацию с более чем 385 тыс. объектов РЖД, включая подвижной состав, и передавать в информационные системы предприятия. Показатели с датчиков могут использоваться для предиктивной аналитики.