Подписаться
Курс ЦБ на 20.02
90,42
94,08

Павел Лебедев: «В конце февраля мы бегали, как муравьи, в чей муравейник тычут палкой»

Павел Лебедев
Павел Лебедев. Иллюстрация: личный архив

«Мне подобное не могло присниться в страшном сне», — говорит владелец Koffer о спецоперации. Он поделился опытом ведения бизнеса в непрогнозируемой ситуации и рецептом сохранения позитивного настроя.

С 2005 г. Павел Лебедев занимался оптовыми и розничными продажами допоборудования для автомобилей (компания «Автоопт»). В 2014 г. он вместе с партнерами запустил собственное производство под брендом Koffer. Сейчас компания Koffer разрабатывает и выпускает продукцию для тех, кто путешествует на автомобиле — боксы-багажники и электронику для фаркопов, а также устройства обнаружения опасных газов и реагирования при превышении допустимого уровня их концентрации. Ежегодно объем продаж компании увеличивается не менее чем на 20%. В 2022 г. Павел и его партнеры по бизнесу рассчитывают «вырасти» на 30%.

Повлияла ли на ваш бизнес спецоперация на Украине и санкции, которые за ней последовали?

— Да, но многие проблемы начались еще раньше, в период пандемии. Производство Koffer локализовано на территории России, но у нас есть поставщики за границей. Решение Европейского союза о запрете проезда российских фур по территории Европы и встречные действия нашего правительства привели к тому, что сейчас на границе происходит «перецепка». В результате грузы, которые раньше доставляли за две недели, едут в два раза дольше. Нам приходится не только ждать их, но и оплачивать «дополнительное» время, которое водитель находится в пути. Это сказывается на себестоимости продукции: по сравнению с прошлым годом наши товары подорожали в рознице на 30–35%, по сравнению с 2020 г., когда объем выпуска сырья сократился, а его стоимость выросла, — на все 50%.

Проблема с электроникой замаячила в 2020 г., весной 2021 г. ситуация стала острой — в Германии и Франции, с которыми мы сотрудничали, упал объем выпуска электронных компонентов для плат. Мы полагали, что подобный сценарий возможен, и заранее к нему подготовились: ребята из конструкторского бюро спроектировали новую плату, мы нашли поставщиков электронных компонентов в Азии. Когда европейские партнеры сказали, что поставят компоненты через восемь месяцев, для нас это не стало катастрофой — резервная схема была готова.

А в марте 2022 г. возникла проблема с платежами: мы не могли перечислить деньги за заказанные электронные компоненты и, соответственно, получить их. В апреле и мае решали проблемы с логистикой. Итог: в течение двух месяцев производство электроники на предприятии фактически стояло, мы возобновили его в июне.

Разрабатываете ли вы сейчас новые продукты или, как многие, поставили инвестиции на паузу? 

— В пандемию мы решили продолжить работу над новым автомобильным боксом и выпустить его. Рынок просел, а в мае, по результатам которого обычно складывается представление о продажах на весь сезон, упал очень сильно. Все стояло, людей не выпускали из городов, про путешествия, с которыми связан наш бизнес, речи не шло. Тем не менее новый продукт мы вывели — и этот шаг был правильным.

В 2022 г. мы опять приняли решение не останавливать разработки, модернизацию производства и оснащение его дополнительным оборудованием. Сейчас работаем с подрядчиками над новой формовочной машиной, обладающей уникальными характеристиками — таких в мире нет. С ней мы сможем производить формовку изделий длиной более трех метров и глубиной более полутора метров. Реализация этого проекта позволит нивелировать снижение продаж в зимний сезон и развиваться быстрее. Это будущее, в которое мы продолжаем инвестировать. 

Что касается направления автомобильной электроники, мы закончили проектирование нескольких новых продуктов штатной электрики для фаркопов (устройство для буксировки грузовых и легковых прицепов). Производство такого типа электрики — не универсальной, как делают многие, в том числе Koffer — будущее рынка. Европейские компании движутся в этом направлении, а в России этим практически никто не занимается.

В чем разница между универсальной и штатной электрикой?

— Если коротко, штатная электрика разрабатывается под конкретную модель машины. Сейчас мы, помимо универсальной электрики, выпускаем штатную электрику для семейств автомобилей Toyota, Nissan, Subaru, Mitsubishi. На подходе — продукты для Land Rover и «Лады». Мы охватываем по 3-4 модели у каждого бренда. Выпуск штатной электрики — результат огромной и длительной работы. Мы проводим ее достаточно успешно и считаем это направление перспективным.

Параллельно мы занимаемся совершенствованием системы обнаружения опасных газов и предотвращения предельного уровня их концентрации. По сути, мы модифицировали ее в более интересный для потребителя продукт — систему обеспечения безопасности жизни. Я заметил, когда над техническим решением работают инженеры, а не маркетологи, как происходит в нашей компании, очень сложно остановиться — постоянно рождаются новые идеи, которые хочется внести.

Как известно, лучшее — враг хорошего: на каком-то этапе надо «приземлиться» и выпустить продукт, получить денежный поток и дальше заниматься модификаций. Сейчас система обеспечения безопасности жизни находится в стадии финальной «упаковки»: мы приблизились к коробочному решению.

Каковы ваши ожидания/прогнозы относительно спроса на продукцию Koffer?  

— Есть факторы, толкающие спрос вверх, есть мешающие развитию. В пандемию люди были заперты в квартирах в течение двух месяцев, перемещения внутри страны были затруднены, международный туризм фактически исчез. Но как только появилась возможность покидать дома, выезжать за город, многие начали путешествовать на автомобилях в радиусе 300–500 км от места жительства. По сути, в 2020 и 2021 гг. региональный туризм стал альтернативой международному.

Наша продукция делает путешествие на автомобиле комфортнее, поэтому в 2020 г. мы выросли в продажах на 20% относительно 2019 г. 2021 год тоже был весьма удачным — у многих сформировалась привычка путешествовать внутри региона, страны, и спрос на автомобильные боксы и багажники, автомобильную электронику для фаркопов увеличился.

Павел Лебедев: «В конце февраля мы бегали, как муравьи, в чей муравейник тычут палкой»  1Павел Лебедев: «В конце февраля мы бегали, как муравьи, в чей муравейник тычут палкой»  2

Процесс формовки автобокса из листа пластика

В 2022 г. мы тоже живем в условиях ограничений, по причинам иного характера. Объем зарубежного туризма падает, региональный и внутристрановой туризм растет. С января по май объем продаж нашей компаний вырос на 27% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это укладывается в мои ожидания и в ожидания моих партнеров по бизнесу: мы планируем завершить 2022 г. с результатом +30%. Речь идет не только о росте в деньгах (он неизбежен, поскольку продукция подорожала), но и в штуках.  

Но объем продаж новых автомобилей резко снизился…

— На наш бизнес этот фактор не влияет. Компания пережила несколько кризисов, самым серьезным был кризис 2008–2009 гг., когда мы работали как оптовая компания, поставляющая дополнительное оборудование в автосалоны. В тот период объем продаж новых авто упал на 70–80% — ситуация, один в один напоминающая сегодняшнюю. Для автомобильных дилеров она была очень тяжелой, и мы «плыли» с ними в одной «лодке». Сегодня автодилерам тоже плохо. Но мы в этом сегменте практически не работаем, хоть и сохранили клиентов на территории УрФО и Башкирии. Мы давно переключились на работу с «вторичным» рынком: сервисными центрами, интернет- и офлайн-магазинами, специализирующимися на продаже автобоксов, багажников и электроники для фаркопов. Наша продукция представлена на маркетплейсах Ozon, «Яндекс.Маркет», SimaMarket.

Какой канал продаж на сегодняшний день — лучший?

— Сегмент специализированных магазинов, которые занимаются продажей фаркопов и багажников, самый интересный для нас с точки зрения количества продаж. А с точки зрения маржинальности — маркетплейсы. По сути, это продажи в розницу. Возможно, в будущем у нас появится офлайн-магазин. Вряд ли он будет монобрендовым — в нашем сегменте такая модель показала себя не очень хорошо. У потребителя должен быть выбор, а мы конкурентов не боимся, чувствуем себя на их фоне весьма неплохо и по цене, и по качеству продукции. Для нас появление такого магазина — еще одна точка роста.

В 2018 г. вы планировали вывести продукцию на европейский рынок. Случилось ли это?

— Нет, поскольку не успевали обеспечить продукцией собственный, российский рынок. Сейчас мы пытаемся это исправить, расширяя производственные мощности, проектируя «зимний» ассортимент. Производству необходима ритмичность в каждый сезон — она обеспечивает стабильность и позволяет увеличить объем выпуска. Ежегодно наши продажи на российском рынке растут не менее чем на 20%, в этом году мы достигнем целевых показателей. Тем более что несколько российских компаний-конкурентов прекратили выпуск автобоксов либо сильно сократили ассортимент. Мы заберем себе их объем продаж.

Павел, вам удается сохранить позитивный настрой, какой бы тяжелой ни была ситуация. Поделитесь «рецептом».

— Я не планирую покинуть мир завтра или через год и вижу себя вполне бодрым в возрасте около 100 лет, хотя лечащий врач моих детей, услышав это, предположила, что я «сошел с ума». Она заметила, что люди уже к 80 годам подвержены деменции.

Мне 43 года, и я понимаю, что даже до восьмидесятилетия еще очень далеко. Я хочу прожить эти годы интересно, динамично. Бизнес занимает порядка 60–70% моего времени — по сути, это то, чем я живу, это и есть моя жизнь. Поскольку я собираюсь жить еще долго, то и строю планы на годы вперед, при этом понимая, что внешние факторы могут и будут на них влиять.

Производственное планирование должно быть долгосрочным, мой горизонт — семь лет. И в этом году он не изменился. В мире может произойти что угодно: военную спецоперацию на территории соседней страны никто не мог прогнозировать, мне подобное не могло присниться в самом страшном сне. Тем не менее, это случилось. Жизнь такова, что мы всегда сталкиваемся с негативными внешними факторами. Если их невозможно спрогнозировать и тем более — на них повлиять, изменить, — надо принять случившееся как данность и меняться самому.

Мой опыт ведения бизнеса — 17 лет. Мы пережили кризис 2008–2009 гг., пережили 2014 год и пандемийные 2020-й и 2021-й. Текущую ситуацию, в которой мир, по сути, находится на грани глобальной войны, пока с точки зрения ведения бизнеса мы переживаем весьма неплохо — подстраиваемся, адаптируемся к изменениям.

Любой кризис развивает нашу компанию — мы находим точки роста и меняемся. Будь иначе, наверное, мы закрылись бы еще в 2008 г. Тогда у нас был только оптовый бизнес, но в 2009 г. появился установочный центр, и мы начали работать непосредственно с покупателями готовой продукции. В 2014 г., когда рухнул рубль, мы поняли: надо открывать собственное производство. Продавать мы умели. Я по образованию инженер, у меня был необходимый опыт и контакты в этой сфере. Мне удалось быстро собрать команду ребят, составивших костяк группы разработчиков электроники. Так начался новый этап.

Мы готовы меняться в каждый момент времени — наверное, это основной «рецепт» и ответ на вопрос, как можно сохранять позитив в любой ситуации.

Надо просто понимать: события не всегда развиваются так, как мы рассчитывали. Необходимо быть к этому готовым, вносить коррективы и стараться не очень сильно расстраиваться, если что-то идет не по плану. 

Возможно, на мое отношение к реальности влияет увлечение горным туризмом и яхтенным спортом. Последний учит терпению. Бывают ситуации, когда ты уже ничего не можешь сделать: команда отработала на 100%, остается только ждать, как поведет себя парус, лодка, каким будет ветер. В яхтинге важно уметь обретать внутреннее спокойствие. Горный туризм научил меня внимательно относиться к происходящему в окружающей среде, поскольку любое изменение может привести к непоправимым последствиям.

Последнее можно проецировать и на бизнес: предпринимателю важно видеть микроизменения вокруг себя, ощущать микротренды. Они могут оказаться предвестниками тектонических сдвигов. Я заметил, что неожиданные решения, принимаемые в компании, часто оказываются удивительно своевременными. Например, в конце 2018 г. нам предложили купить полуразрушенный цех и землю. Мы приехали, увидели, что состояние ужасное, но цена была хорошей. Решили: пусть будет, отремонтируем и со временем переедем. То, что происходило дальше, напоминает историю появления скелета слона на Биофаке УрГУ. Знаете ее?

Нет, расскажите.

— У цирка Терезы Дуровой во время гастролей умер слон. Каким-то образом он оказался на станции Свердловск-Сортировочная. Биофаку УрГУ предположили его забрать и использовать в качестве учебного пособия. Идея получить слона совершенно бесплатно понравилась ректору. Он ее поддержал. Сначала пришлось серьезно потратиться на доставку бесплатного слона, дальше расходы росли, как снежный ком. В итоге Биофак слона получил, но, когда бухгалтерия подсчитала, во сколько он обошелся университету, оказалось, на эту сумму можно организовать экспедицию в Африку, привезти живого слона и три года его кормить.

С покупкой цеха было примерно так же: расходы на его восстановление оказались сногсшибательными. Тем не менее, в конце февраля 2020 г. директор по производству сообщил, что мы готовы к переезду.

Павел Лебедев: «В конце февраля мы бегали, как муравьи, в чей муравейник тычут палкой»  3

Состояние цеха в момент покупки

Практически в тот же момент собственник площадки, которую мы арендовали, поставил нас перед фактом: либо вы покупаете у меня помещение, либо выезжаете через неделю. Сумма была несусветной, и мы сказали: до свидания. То есть, покупка и ремонт цеха оказались своевременным решением. Как и переход на новую схемотехнику выпускаемой серийно электроники в 2021 г., о котором я рассказал выше.

Я не знаю, как это происходит. Кто-то говорит, что у предпринимателей есть «чуйка». Думаю, у меня и моих партнеров она есть.

Наверное, это тоже служит основанием для сохранения позитивного настроя в ситуации кризиса. Впрочем, если бы наша беседа состоялась в конце февраля, ощущение от нее было бы иным. Мы бегали, как муравьи, в чей муравейник тычут палкой, а они пытаются его восстановить: пытались собрать разрушенные логистические цепочки, найти возможность для отправки платежей за границу, реагируя на новые условия ведения бизнеса, которые появлялись ежедневно. В течение двух недель основные вопросы были решены. Теперь мы уверенно смотрим в будущее, понимаем, что выполним целевые показатели этого года. 

Для кого-то фраза «кризис — это новые возможности» — пустая. Я же неоднократно проверил на себе: кризис — это не только сложности, но и новые двери, которые перед тобой открываются. 

Читайте также историю создания компании Koffer: «Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»

Самое читаемое
  • «Доллар будет дефицитом». Виталий Калугин — о курсе рубля на горизонте двух лет«Доллар будет дефицитом». Виталий Калугин — о курсе рубля на горизонте двух лет
  • «Светофор» подает в суд на другого ритейлера из-за недобросовестной конкуренции«Светофор» подает в суд на другого ритейлера из-за недобросовестной конкуренции
  • «Очень серьезный разговор по всем вопросам». Переговоры дипломатов РФ и США завершены«Очень серьезный разговор по всем вопросам». Переговоры дипломатов РФ и США завершены
  • «Продажи упали, караул, все пропало»? Михаил Хорьков подвел итоги рынка жилья за 2024 г.«Продажи упали, караул, все пропало»? Михаил Хорьков подвел итоги рынка жилья за 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.