«Как бизнес-модель мы проваливаемся, но как модель жизни — вполне себя оправдываем»
«Есть такой миф, что нам все достается чуть ли не бесплатно. И когда мы говорим, что за коммуналку и аренду платим около 100 тыс. в месяц, люди округляют глаза». Опыт котокафе «Мяу».
Дарья Полянская и Валентина Конышева не понаслышке знают, каково это — развивать свое дело в условиях ограниченных ресурсов. Основательницы благотворительного проекта «Meow gallery» больше 10 лет пристраивают животных, которые по разным причинам оказались без хозяев. В 2018 г., вместо того чтобы организовать стандартную передержку и давить на жалость, они открыли в Екатеринбурге котокафе «Мяу».
Заведение не похоже на обычное кафе: заказать еду или напитки здесь нельзя, но можно выпить чашку чая или кофе. Фактически, это место где человек может провести время в компании кошек. А если появится осознанное желание — забрать кого-то из питомцев в семью. В интервью DK.RU Дарья и Валентина рассказали, как выводили проект из онлайна в офлайн, какие плюсы получили от пандемии и с какими стереотипами им пришлось столкнуться за годы работы котокафе.
Дарья Полянская (слева) и Валентина Конышева. Фото: Дмитрий Рыжков
Расскажите, как вы пришли к формату котокафе?
Валентина Конышева:
— Оно стало логическим продолжением нашего проекта «Meow gallery». До этого мы пристраивали кошек онлайн и со временем поняли, что людям для принятия решения нужно было куда-то приходить, смотреть на животных, трогать их.
Дарья Полянская:
— Мы начали пробовать разные офлайн-форматы. Выходили на городские мероприятия, участвовали в «Ночи музеев», Гринмаркетах. Мы сразу отвергли для себя формат приюта, потому что это всегда уныние: «Вот смотрите, кошечка умирает, у вас хорошие руки, возьмите». Когда мы открыли котокафе, нам пришлось первый год бороться с этими стереотипами и показывать людям, что мы не пытаемся вручать кошек каждому посетителю.
Как вы подбирали помещение под такой необычный проект?
В.К.:
— Чтобы открыть первый филиал кафе, мы искали помещение больше года.
Арендодатели не хотели с нами связываться, потому что не видели финансовой стабильности в проекте и боялись, что мы уйдем в минус в первые же месяцы. Но мы нашли прекрасный вариант в центре города, рядом с Ельцин Центром.
Первое время мы жили за счет того, что нас поддерживали многочисленные знакомые — передержки, хозяева наших животных, те, с кем мы общались на городских мероприятиях. Постепенно к нам начали заходить люди, которые шли мимо. Но после того как начался ремонт Макаровского моста, мы просели.
Решили перенастроить свою работу и открыть второй филиал котокафе. На этот раз помещение мы нашли быстрее, потому что у нас уже был работающий проект со своим сайтом. Хотя, конечно, собственник тоже сомневался и брал время на то, чтобы подумать. До нас здесь был строительный магазин, поэтому месяц мы потратили на то, чтобы привести помещение в порядок. В итоге мы открылись, но проработали всего полгода — в марте все ушли в локдаун, а кошки уехали в приемные семьи.
Мы с волнением ожидали, когда сможем продолжить работать и как себя поведут собственники помещений. Владелец помещения на Чапаева отнесся к нам лояльно и предоставил арендные каникулы. А собственник помещения на Набережной рабочей молодежи ощутимо повысил арендную плату. Поэтому первый филиал нам пришлось закрыть. Конечно, у нас есть задумки о том, чтобы открыть филиал котокафе в одном из спальных районов города, но пока это только мечты.
Сейчас в котокафе 17 кошек. Сколько кошек было в котокафе на момент локдауна и как удалось так быстро найти им семьи?
Д.П.:
— В двух филиалах было около 40 кошек. Мы сделали пост о том, что оказались в непростой ситуации. С учетом того, что горожане остались сидеть дома, они активно поучаствовали в расселении. На самом деле в тот момент все были на каком-то эмоциональном подъеме и казалось, что локдаун — это только на неделю. Никто не предполагал, что мы будем закрыты более пяти месяцев. Нашей сфере (мы относимся к торгово-развлекательной деятельности) разрешили начать работать в числе последних.
Но есть и хорошая новость. После локдауна около 70% кошек остались на постоянном месте жительства в семьях, которые их приютили. За это время люди привыкли к мысли, что у них есть животное. Несколько семей уже через пару месяцев известили нас, что хотят оставить котиков себе. Остальные — уже перед самым открытием, когда мы поставили вопрос о возвращении кошек ребром, сказали, что не смогут с ними расстаться.
С учетом того, что на передержках у нас было много привитых и вакцинированных кошек, мы завезли новеньких. Мы заселяем их партиями, потому что взрослая кошка может адаптироваться к жизни в таком пространстве до месяца. Некоторым становится сложно и нам приходится возвращать их обратно на передержку.
А вообще, насколько быстро кошки из котокафе находят хозяев?
Д.П.:
— Все очень индивидуально. Есть история, когда кошка жила здесь два года. Есть ситуации, когда кошку берут в семью уже через 5-10 дней. Но забрать у нас кошку не так-то просто. Мы всегда выдерживаем небольшую паузу, чтобы человек еще раз обдумал свое решение, подбил бюджет. Сейчас содержать кошку — это недешево. После того, как мы подобрали наших подопечных, качество их жизни выросло. Поэтому содержать их на еде со стола и рыбьих головах — не вариант.
Мы не просим покупать для кошек супердорогой корм. Но если человек не готов тратить на содержание животного 2 тыс. руб. в месяц — это не наш усыновитель. Тут дело даже не в том, кто и сколько зарабатывает. Иногда у состоятельного человека есть эмоциональный блок — тратить такую сумму на содержание животного. А есть люди со скромными доходами, которые к этому готовы.
Фото: предоставлено героями материала
Кто сейчас работает в котокафе и следит за кошками? И налажено ли у вас сотрудничество с какими-то ветеринарными клиниками и зоомагазинами? Может быть, кто-то делает скидки, учитывая специфику проекта.
В.К.:
— Пока у нас в штате два администратора и женщина, которая следит за хозяйством. Сейчас ищем третьего администратора, но пока найти мотивированного кандидата не удается. Мы заняты на основной работе, поэтому руководим онлайн или приезжаем после окончания рабочего дня. Раньше я работала юристом, Даша — дизайнером. Сейчас у нас другие специальности. Даша стала зоопсихологом, я работаю врачом в ветеринарной клинике. До этого все ветеринарные услуги мы оплачивали на общих основаниях. Сейчас стало немножко проще.
Д.П.:
— Невозможно работать с кошками без специальных знаний. Это неправильно, но, к сожалению, некоторые коллеги выстраивают работу именно так. Для нас было принципиально важно быть на волне современных знаний. Поэтому мы пошли учиться.
А что касается особых условий — действительно, есть такой миф, что нам все достается чуть ли не бесплатно. И, когда мы говорим, что за коммунальные услуги и аренду платим около 100 тыс. в месяц, люди округляют глаза. Корм для животных мы тоже закупаем на общих условиях, как юрлицо. Так что никаких льгот у нас нет, даже несмотря на то, что у нас некоммерческая организация.
Не рассматривали возможность отправить заявку на какой-нибудь грант?
Д.П.:
— Мы думали о подаче заявки на президентский грант, но, наверное, к нашему проекту это не очень применимо. Обычно речь в таких проектах идет про отлов и стерилизацию животных. Этой работой мы занимаемся в рамках «Meow gallery», а в кафе котики попадают уже привитые и стерилизованные. Хотя, может быть, мы со временем и найдем какой-то интересный поворот.
Часто надзорные органы вас проверяют?
Д.П.:
— Налоговики проверяют нас точно так же, как и любой другой бизнес. А раз у нас нет своего пищеблока — санэпидемстанция нас не контролирует. Часто гости говорят нам: «У вас тут ничего интересного нет, вот, если бы была еда — поток посетителей бы вырос». Приходится объяснять ситуацию.
Фото: предоставлено героями материала
Кстати, как у вас сейчас обстоят дела с трафиком? В некоторых развлекательных учреждениях фиксируют спад.
В.К.:
— У нас с наступлением хорошей погоды всегда трафик понижается, порой до 80%. Сейчас аналогичная ситуация.
Доходов от посещения котокафе хватает, чтобы обеспечить его функционирование?
Д.П.:
— Все зависит от сезона и от ситуации в стране.
Любые катаклизмы отражаются на нашей работе с отложенными последствиями. Какое-то время люди адаптируются к экономической ситуации и не меняют свой образ жизни, а потом начинают отказываться, например, от походов в досуговые заведения.
В.К.:
— Когда ты ведешь обычный бизнес, у тебя есть доходы, расходы и возможность что-то отложить на случай форсмажора. Если у нас появляются такие запасы, все быстро съедается просадками от отсутствия гостей.
Фактически вы работаете в формате антикафе, которые были на пике популярности несколько лет назад. Но с каждым годом они все менее востребованы. Нет ощущения, что формат котокафе тоже себя изживает?
В.К.:
— Такого ощущения нет. Мы недавно об этом рассуждали. Пришли к мнению, что котокафе — это такая же нестареющая вещь, как цирк и зоопарк, которые работают с незапамятных времен. К нам точно так же приходят семьи с детьми, люди, которые любят животных. Поэтому я думаю, что как формат котокафе приживется надолго. Главное, чтобы все это было интересно.
Д.П.:
— Мы долго работали над позиционированием. Рассказывали, что у нас есть спасенные кошки. Иногда посетители и даже новенькие администраторы удивлялись, что на улице можно встретить брошенное животное. К этому формату люди долго привыкали.
Поглядывая на коллег, я вижу, что некоторые антикафе, где нет кошек, сейчас закрываются. Не буду рассуждать о возможных причинах. Конечно, как бизнес-модель котокафе последние годы тоже проваливается, но как модель жизни — вполне себя оправдывает.
Читайте также на DK.RU: «Зачем мне изучать чей-то опыт? Я верю, что если делать классный проект, деньги придут»