Светлана Кульмурзина: «Яхтинг — это про свободу, про воплощение мечты идти под парусом»
От Екатеринбурга до ближайшего моря (Азовского) 2,4 тыс. км. Тем не менее, наш город — центр яхтинга. Что дает этот спорт, и с чего начать, если мечтаешь ходить под парусом — в материале DK.RU.
Светлана Кульмурзина пришла в яхтинг в 2015 г. — и сразу в статусе капитана экипажа («Матрица»). Она участвовала в российских и международных регатах, а год назад основала яхт-клуб «Ловцы ветра». Светлана убеждена: яхтинг раскрывает человека в его многогранности и дает возможность делать лучшее из того, на что ты способен.
справка
Как вы пришли в яхтинг и стали капитаном?
— Учредитель издательского дома «Банзай» Юрий Матвеев периодически размещал в соцсетях посты о регатах. Эта тема меня будоражила, и однажды я написала ему, что хочу попробовать. Он ответил: набирай экипаж и приходи. Мы обсудили детали в 10–11 вечера, затем я разместила на своей странице пост, что ищу людей. К 10 утра экипаж был собран. Он состоял из трех моих сокурсников по Президентской программе и коллеги по ИД «АБАК-ПРЕСС» Елены Мясниковой, за плечами которой было несколько лет яхтинга. Как человек, собравший экипаж, я стала его капитаном.
В день первой тренировки стояла пасмурная уральская погода и на Верх-Исетском пруду было мрачновато. В яхт-клубе «Коматек» нас встретил шкипер Олег Калинин. Сейчас я понимаю, что тогда он с нами вовсю «резвился»: были волны, нас окатывало водой, мы визжали от страха, при этом он отдавал команды, и приходилось работать. В конце тренировки он спросил, ждать ли нас в следующий раз. И услышал: ждать! Так мы прошли своего рода проверку: если после нескольких часов пребывания на воде в стрессовых условиях человек еще хочет встать на борт, значит, ему это действительно нужно.
Регата ИД «Банзай» традиционно проходит в клубе «Коматек» в акватории Верх-Исетского пруда в течение двух дней. В первый день участников распределяют по категориям, во второй проходит гонка. Мы много тренировались перед соревнованием, выкладывались по полной — нам очень хотелось победить. В результате из категории новичков наш экипаж вышел в категорию «мастер» и занял в ней первое место. Этот опыт оказался ярким, зажигательным, и я поняла, что хочу заниматься яхтингом дальше.
Первая победа в регате
На первую международную регату я тоже попала через общение в соцсети. Юрий Ситников, конструктор яхт серии «Рикошет» (на них ходят в «Коматеке»), написал, что ищет матроса в команду. Я честно сообщила ему, что обладаю минимальным опытом в яхтинге. Несмотря на это, мне досталось место матроса на регате в Турции. Через год в составе экипажа Олега Калинина я «гоняла» в Греции. Тогда мы заняли второе место, уступив победителям каких-то 40 секунд. Потом была Хорватия… Так я попала и втянулась мир яхтинга.
Регата в Греции, 2016 г.
Какими качествами надо обладать, чтобы заниматься яхтингом? Какие люди туда идут?
— Думаю, мечтатели, которые хотят видеть горизонт в прямом и переносном смыслах. Большую часть времени мы проводим в городе, в окружении зданий. Можем днями и неделями не видеть горизонта. Пребывание на воде дарит совсем другое ощущение пространства. Ты понимаешь: это свобода! Еще, мне кажется, что яхтингом занимаются люди любопытные и с мощным внутренним стержнем.
Ходить на яхте, участвовать в регатах физически тяжело?
— На мой взгляд, нет. Но яхтинг требует абсолютной слаженности команды. Представьте, вы сидите за рулем авто, но держать его не можете — там стоит другой человек. Нажимать на педали тоже не можете — это функционал других членов экипажа. А что делаете вы? Вы держите парус. При этом всем, кто находится на яхте, надо доехать из одной точки в другую. Как это сделать? Только договорившись, согласовав действия, сработавшись.
Яхтинг мне нравится тем, что дает возможность каждому делать лучшее из того, на что он способен. Человек с отличной координацией идет на бак — это самое опасное место. Самый физически сильный и выносливый несет большой парус. Перебрасывает паруса тот, кто быстро ориентируется. И так далее. Когда каждый член команды занимается тем, в чем он хорош, формируется сильный экипаж.
Кстати, я пришла к яхтингу не только с мечтой о ветре, воде и ощущении свободы, но и с рабочей задачей. В тот момент я занимала позицию менеджера по развитию в компании «СКБ-контур» и курировала новый продукт. Он хорошо продавался среди крупных клиентов, но никак не заходил в МСБ. В «СКБ-контур» матричная система управления, при которой зарплаты продавцов зависят от реализации всех продуктов компании (в тот момент их было 28). Что предлагать и на чем зарабатывать, для них неважно. «Мой» продукт стоил недорого, при этом, чтобы его реализовать, надо было рассказывать о нем клиенту минут пятьдесят. То есть, для успеха необходим глубоких контакт. Ни продавцы, ни руководители команд мне не подчинялись, финансового мотивировать их я тоже не могла. Оставалось одно — заинтересовать, чем-то завлечь. Я понимала, что должна «прокачать» навыки, связанные с формированием команд под результат. С этой точки зрения яхтинг мне идеально подходил. Примечательно, что в «СКБ-контуре» многие увлеклись яхтингом и, как и я, получили права.
Каких людей вы как капитан берете в экипаж?
— Если говорить об экипаже для участия в регате, то людей, готовых выложиться ради победы, поскольку мне важен результат. Человек не должен рассуждать в духе: ну, как звезды встанут. Понятно, что звезды могут встать по-разному. Пример тому проигрыш сорока секунд на регате в Греции, где все выложились на 100%. Замечу, что в яхтинге побеждает всегда экипаж, а проигрывает капитан. Мне кажется, это утверждение можно проецировать и на бизнес.
При подборе команды также важно доверие. На воде твоя жизнь в буквальном смысле слова зависит от действий каждого члена экипажа, потому что яхта может перевернуться. Если я беру человека на борт, я должна доверять ему, а он — мне.
В 2021 г. я создала яхт-клуб «Ловцы ветра» для тех, кто хочет соприкоснуться с парусным спортом, но не знает, как это сделать. Я формирую экипажи, с которыми можно выйти на яхте. В процессе становится ясно, кому достаточно просто покататься, а кто готов к более серьезному погружению в яхтинг. В итоге один человек может стать членом экипажа «Матрица», другой — сделать яхтинг своим хобби и заниматься им с друзьями, третий — получить права и участвовать профессионально в регатах.
«Ловцы ветра» — это бизнес?
— Сейчас это не коммерческая история, а инструмент, позволяющий мне формировать круг единомышленников — комьюнити. Хотя я занимаюсь и организацией регат для компаний. Зачастую они приурочены к праздникам. Есть два варианта — условно говоря, лайтовый и предполагающий более глубокое погружение. Какой бы из них ни выбрала компания, результат всегда получается незабываемым.
Предположим, человек живет в Екатеринбурге и хочет заняться яхтингом. Как ему действовать?
— Надо попасть в экипаж. Для этого можно обратиться ко мне (и я включу в группу), в «Коматек», в клуб «Повелители паруса» или к Юрию Матвееву. После первой тренировки или чуть позже человек поймет, кто он — «покатушник» или «гонщик». От этого будут зависеть его дальнейшие отношения с яхтингом. Если эта история его увлечет, он сможет начать подготовку к регате.
Вообще, Екатеринбургу очень повезло с тем, что здесь есть Верх-Исетский пруд и потрясающая школа парусного спорта. Наши команды побеждают на международных соревнованиях. В городе есть очень известные яхтсмены — Сергей Мусихин, Евгений Неугодников, Олег Калинин, Юрий Крюченков.
Порой на соревнованиях бывают смешные ситуации: люди узнают, что мы с Урала, начинают изучать карту и с удивлением обнаруживают, что моря-то у нас нет. Возможно, в какой-то степени это способствует успеху наших команд.
Особенность Верх-Исетского пруда состоит в постоянно меняющемся ветре. Такие условия требуют от яхтсменов большой ловкости рук. Ты раз за разом отрабатываешь различные приемы — это хорошая школа.
Юрий Матвеев, экипаж «Матрицы» и Олег Калинин
Вы попадали в опасные ситуации?
— В Греции мы шли на яхте «Призрак», были мощные ветра. В какой-то момент из-за удара посуда вылетела из закрытых шкафов в центр каюты — туда, куда скидывается парус. Потом он взлетел вверх вместе с осколками. Потенциально это очень опасная ситуация, ведь, когда несешься в гонке, нет возможности навести порядок. Нам в тот раз безумно повезло — обошлось без ранений.
Как-то раз на ВИЗе был хороший ветер, мы тренировались, а потом он полностью стих, и мы убрали паруса. Вечерело, меня ждали на ужин, а ветра все не было, и мы стояли на середине пруда. К счастью, появился слабенький ветер, и мы потихоньку дошли до берега. После этого случая экипаж начал брать на воду еду — на всякий случай.
Вообще, если занимаешься яхтингом, надо уметь ждать, и быть готовым к разным сценариям развития событий.
Бывает ли, как в фильмах: красиво стоишь на яхте с бокалом мартини и просто радуешься жизни?
— Конечно, регата — это и вечерние рауты. Там все очень красиво: элегантно одетые люди, завораживающая панорама — море, звездное небо, 200 яхт, и ты с бокалом, клубникой или со свежевыловленными морепродуктами. Поработав на результат, испытав стресс, усталость, радость победы или горечь поражения, люди расслабляются, отдыхают от гонки. На регатах ты видишь человека во всей его красоте, многогранности, в разных состояниях. От этого тоже кайфуешь.
Когда я занялась яхтингом, мне в первую очередь хотелось гонять и побеждать. Сейчас наступила следующая стадия: мне просто нравится, когда люди приходят в этот спорт и становятся его частью, когда в них что-то открывается.
Вы спросили: какие люди занимается яхтингом? Я бы дополнила свой ответ: люди с адреналином, которым хочется получить кайф от жизни. И, конечно, яхтинг — это про свободу, про возможность реализовать свою мечту идти под парусом.
Я долго анализировала, откуда у меня тяга к морю. Башкирия — это горы, леса, моря там нет, а реки узкие. Недавно я обнаружила потертую детскую книжку, автор которой описывает свое путешествие по морям-океанам на яхте, и вспомнила, как когда-то везде носила ее с собой. Все-таки мы многое берем из детства, вот и корни моей мечты оказались оттуда.
Фото в тексте предоставлены Светланой Кульмурзиной.
>>> Читайте также на DK.RU:
«В сложные времена люди обращаются к корням, ищут ответ на вопрос: кто я?»
«Тело не слушается, борешься с собственным мозгом». Зачем бизнесмены испытывают себя
«Все — задолбался». Как резко изменить свою жизнь после 40 лет