Авиакомпании просят Минтранс узаконить разбор новых Boeing и Airbus на запчасти
«Каннибализация», по оценкам экспертов, ждет 75% иностранных самолетов, принадлежащих российским авиакомпаниям. Иначе летать будет совсем не на чем.
Российские авиакомпании попросили Минтранс узаконить «каннибализацию» самолетов. Как пишут «Известия», ведомство уже готовит поправки, которые разрешат авиакомпаниям страны законно переставлять компоненты с одних самолетов на другие. В письме президента «Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта» (АЭВТ) Владимира Тасуна заместителю министра транспорта Игорю Чалиику подчеркивается, что это необходимо для поддержания исправности парка в условиях санкций.
Сейчас, пояснили в АЭВТ, перестановку компонентов ограничивают федеральные авиационные правила (ФАП № 285). Они не предусматривают возможности снятия исправного компонента с одного самолета и перестановки его на другой борт.
Это идет вразрез с общемировой практикой и не дает возможности гибко управлять исправностью парка самолетов, — подчеркивает Владимир Тасун.
Также он пояснил, что это релевантно для случаев, когда на двух судах одновременно зафиксировано по одному отказу разных компонентов и можно было бы переставить исправный, чтобы из двух бортов летал хотя бы один.
Узаконить перестановку деталей предлагается через корректировку мартовского постановления правительства № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и его авиационной части. Из предлагаемой поправки следует, что при снятии детали на нее должен оформляться талон годности, проводиться анализ годности и состояния; компонент должен быть повторно оценен и протестирован после установки на другое судно. АЭВТ настаивает на том, что в России в нынешних реалиях должно быть разрешение на перестановку комплектующих между самолетами разных авиакомпаний.
Поправки же разрабатываются Минтрансом, сообщил близкий к ведомству источник «Известий» и источник в Росавиации, они могут быть приняты в марте 2023 г. В пресс-службе Минтранса подтвердили, что ведомство разрабатывает проекты нормативных правовых актов, в том числе направленных на регулирование вопросов поддержания летной годности гражданских воздушных судов. Документы обещали предварительно опубликовать для общественного обсуждения.
Напомним, после начала военной спецоперации России в Украине Великобритания, США, ЕС и другие страны ввели ограничения на полеты российских авиакомпаний, запрет на экспорт в Россию товаров и технологий, использующихся в авиационном и космическом секторах, а также запрет на страхование и техническое обслуживание товаров, связанных с этими отраслями. Boeing и Airbus прекратили техобслуживание и поддержку российских авиакомпаний и поставки им запчастей. Ранее «Коммерсантъ» писал, что в нынешней ситуации под угрозой разборки находится от половины до двух третей иностранных самолетов, находящихся в России.
Вице-премьер Юрий Борисов также заявлял, что России нужно готовиться к тому, что иностранные самолеты придется разбирать на запчасти. По подсчетам Минтранса, авиапарк может эксплуатироваться еще пять лет, добавил он.
Ранее DK.RU писал, что «Аэрофлоту» уже пришлось разобрать два относительно новых лайнера Airbus и Superjet.
Ранее премьер-министр Михаил Мишустин подписал программу развития авиастроительной отрасли, одним из ключевых направлений названо обновление парка российских авиакомпаний отечественными самолетами и вертолетами. От Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) к 2030 г. ждут почти 300 новых бортов. Это более 140 бортов SSJ New, 270 самолетов МС-21-310, по 70 машин Ил-114-300 и Ту-214. Также планируется выпустить и поставить авиакомпаниям более 760 вертолётов, акцент планируется сделать на машинах «Ансат» и Ми-8.