«Придется запастись терпением». Где теперь достать недорогую дизайнерскую мебель и декор
Это не плач по ИКЕА. Здесь советы от дизайнеров и производителей, чем ее заменить. В основном искать придется в интернете, но есть компании, которые уже открыли свои шоурумы.
ИКЕА продавала действительно дизайнерскую мебель и другие товары для дома по демократичным ценам и это был ее основной плюс, считают эксперты. С уходом шведского производителя образовалась пустота: многие не знают, где теперь искать аналогичные товары. Очевидно, что они есть, но рассредоточены по маркетплейсам, интернет-магазинам, соцсетям. Так что для обывателей основная проблема заключается в том, что замену ИКЕА найти достаточно сложно.
DK.RU пообщался с представителями отрасли. В материале — список поставщиков и продавцов недорогой и достойной, по их мнению, дизайнерской мебели, а также мысли на тему — могут ли уральские производители замахнуться на бизнес-проект, подобный ИКЕА.
Мнение дизайнера
У такого бизнеса, как ИКЕА, множество преимуществ перед другими производителями. Основной — возможность продавать дизайнерскую мебель по демократичным ценам. Несмотря на то, что в России пока нет компаний такого уровня, замену ее товарам найти можно. Дизайнер Анна Гороховская рассказала, где искать недорогую дизайнерскую мебель, какие преимущества есть у разных продавцов и производителей, зарубежных и российских. На Урале также есть компании, которые делают достойную замену икеевским товарам, считает она. Плохо только одно: их продукция представлена, в основном, в интернете, а небольшие производства не могут представить себя на профессиональных выставках, потому что пока у нас их не проводят.
Анна Гороховская:
«Мы должны представлять преимущества ИКЕА, чтобы понимать с чем будем сравнивать оставшихся производителей и продавцов»
— Аналогичной сети гипермаркетов, объединяющей все или несколько преимуществ ИКЕА, в России пока нет. Я бы начала разговор с их списка, чтобы понимать, с чем сравнивать. К основным плюсам ушедшего шведского ритейлера я бы отнесла:
- комплексный подход;
- наличие шоурума;
- стильный и современный вид всех изделий, коллаборации с дизайнерами;
- демократичные цены;
- экологичность;
- наличие мебельных конструкторов;
- общая стилевая концепция;
- прекрасный сервис.
Российские производители и продавцы сосредотачиваются на отдельных пунктах из этого списка. Таких, чтобы объединяли все вышеперечисленные достоинства, нет. Но покупатель может выбрать для себя, что ему важнее.
«ИКЕА можно заменить, но надо знать, где искать»
— «Точечная» замена товаров из ИКЕА возможна с помощью крупных строительных супермаркетов. Здесь есть сегменты светильников, мебели и текстиля. Далее, есть смысл поискать на маркетплейсах, таких как OZON или Wildberries. Здесь можно найти какие-то товары — журнальные столики, стулья, обеденные столы, кресла. Но искать, если ты не знаешь конкретного производителя, сложно — на поиск придется потратить много времени.
У меня есть свой список брендов дизайнерской мебели и площадок, где ее можно найти. Ценники здесь разные, в большинстве случаев выше, чем в ИКЕА, но можно найти что-то недорогое. Плюс у большинства из перечисленных ниже производителей нет шоурума в Екатеринбурге, так что посмотреть «вживую», как товар будет выглядеть в пространстве, не получится.
Производители
La Redoute — французский бренд, который предлагает в комплексе решения для дизайна интерьера: мебель, декор, светильники. Все предметы объединены общей стилистикой. Ценник выше за счет того, что у них много предметов из натуральных материалов. Они используют шпон или массив. Понятно, что из массива не может быть дешево. Также из плюсов — хорошее качество и бесплатная доставка.
La Forma — испанская фабрика. Я не нашла у них русскоязычного сайта, на котором можно посмотреть весь каталог. Но их товары представлены у ритейлеров. На «Озоне» и «Вайлдберрис» можно найти их стулья. Это красивая дизайнерская мебель, но ценник у них выше, чем у ИКЕА.
SKDESIGN — наш отечественный бренд. Производство — Санкт-Петербург. Мебель у них также в скандинавском стиле. Все очень красиво и качественно. Но в сравнении с ИКЕА ассортимент небольшой. Тут есть строгая направленность: условно говоря, все предметы похожи. Однако несмотря на то, что разнообразия меньше, на мой взгляд, продукция очень достойная.
Divan.ru — отечественный сайт московского производителя мебели. Они начинали с того, что продавали только диваны, но постепенно стали расширять ассортимент. Единственное, чем они могут быть похожими на ИКЕА, так это ценами.
Parfe — производитель из Челябинска, создает доступные по цене диваны и кровати, которые могут стать заменой ИКЕА. У них открылся шоурум в Екатеринбурге. На Урале есть и другие фирмы, которые закрывают немного какую-то нишу. То есть это набор небольших производств.
Ритейлеры
Ритейлеров, которые продают именно дизайнерскую мебель, на самом деле много, но у них нет кухонь и маленький ассортимент корпусной мебели. Я имею в виду шкафы, телевизионные тумбы, комоды, стеллажи. Также нет конструктора мебели, когда ты можешь собрать изделие под себя.
Корпусная мебель — это теперь очень весомая строка бюджета. Потому что приходится делать ее под заказ, а нужна она практически в каждой комнате и в прихожей. На заказ получается дороже в несколько раз. Готовый шкаф не всегда выход — не каждый сможет вписаться в пространство.
Я могу предложить:
- Cosmorelax
- LoftDesign
- InMyRoom
InMyRoom — это некая площадка в интернете, которая объединяет разных производителей. Они записывают видеоролики, статьи и делают разные подборки. Например, одна из подборок называется «Миссия невыполнима», где они собрали 100+ товаров, похожих на икеевские, некоторые — один в один.
Разбег стоимости здесь большой. Недорогие дизайнерские предметы тоже можно найти, но насколько они хороши, зависит опять же от производителя и материалов. С точки зрения замены ИКЕА они — одни из немногих, кто, как и шведский производитель, развивают художественный вкус потребителя, рассказывая про интерьеры, про то, как правильно комбинировать предметы мебели.
Небольшое производство и товары ручной работы
— В России сейчас очень много небольших производств, которые делают достойные товары для быта: столы, кованые изделия, вешалки, опоры, стеллажи, панно, керамику, что-то небольшое. Но они все разрознены, продают в основном через соцсети.
Чтобы развивать такие небольшие производства, нужно делать выставки, ярмарки, где их товар можно было бы посмотреть, или объединять их на большой интернет-площадке. Бывает, что цены здесь существенно ниже или выше реальной стоимости изделия, а по фотографии оценить сложно.
Свою продукцию в крупные сетевые магазины они не поставляют, я такого не встречала. Однако часто бывает, что, начиная продавать через соцсети, производитель вырастает до собственного небольшого магазина.
«Такого, чтобы можно было прийти, посмотреть и купить недорогую дизайнерскую мебель, в ближайшее время не будет»
— Заменить ИКЕА пока никто не может, если обращаться к списку конкурентных достоинств. Выход — искать производителей в разных сегментах самостоятельно. Но, кстати говоря, большинство моих заказчиков в сторону ИКЕА и не смотрели. Не было ни одного проекта, который был бы собран полностью из шведской мебели, только некоторые позиции.
Интерьер с использованием мебели ИКЕА
Да, в Екатеринбурге есть крупные ритейлеры и у них есть большие шоурумы, но там продается далеко не дизайнерская мебель. Говоря о замене ИКЕА, я считаю, нужно рассматривать именно этот сегмент, а не то, что выглядит как «стенка-стенка-крышка». Иногда приходишь в некоторые магазины и кажется, что вот прошло 20 лет, а с точки зрения дизайна мебели здесь ничего не изменилось.
Мир не рухнул, конечно, но такого, чтобы пойти и посмотреть недорогую качественную дизайнерскую мебель и тут же купить ее, у нас в ближайшее время не будет. Теперь придется искать в интернете, заказывать, ждать, подбирать интерьер самостоятельно.
Интерьер без ИКЕА
Немногие могут позволить себе услуги дизайнера, но, кстати, идеи и возможные варианты подборок предметов интерьера вы можете посмотреть на моих страницах в социальных сетях «ВКонтакте» и Instagram (входит в состав Meta, организация признана экстремистской на территории РФ).
Мнение производителей
Уральские производители мебели, декора и отделочных материалов считают, что основные их сильные стороны — дизайн и качество. И, в общем-то, на мировом, в том числе на европейском рынке, они чувствуют себя уверенно. Основным покупателем дизайнерской мебели с Урала, к слову, является Москва, а на отделочные материалы из Свердловской области всегда был спрос в Европе.
Дарья Демина, основатель компании «Шишки»:
«Подобие ИКЕА может возникнуть в коллаборациях крупных производителей и промышленных дизайнеров»
— ИКЕА — уникальный бизнес-проект по масштабу и длительности существования. Если бы не мировое распространение, у ИКЕА не было бы возможности работать с таким высоким уровнем сервиса и ассортимента. Зайдя в ИКЕА, можно было закупить сразу все, что необходимо для дома. При нынешних темпах развития внутри России существуют все условия, а главное — желание — создать бизнес-проект масштаба ИКЕА у нас.
Я знаю, о чем говорю, так как сама стажировалась и работала в крупной производственной компании в Германии. У европейцев есть опыт производства дизайнерской мебели для широкого потребления. В штаб-квартирах крупных фабрик работают очень крутые дизайн-команды, задают направления, разрабатывают предметы и делают все на очень высоком уровне. Это одна сторона, а вторая — сервис, начиная с выкладки товара, заканчивая обслуживанием клиента. Третья сторона — это масштабы производства, в России под «Икею» были построены целые заводы. Все эти три фактора сочетались и взаимодействовали между собой четко и грамотно, мне кажется, нам есть чему поучиться.
Наша сильная сторона — школа дизайна. Наши специалисты котируются во всем мире, и есть производственные компании, которые делают качественную продукцию, в том числе масштабно на хорошем оборудовании. Кстати, если говорить о больших масштабах корпусной мебели в России, то это СКМ-Мебель, но там ничего о дизайне, там только о производстве. Но коллаборация дизайна и маркетинга, именно в качестве отделов разработки, может появиться, так же, как и системные и масштабные производства, сравнимые с ИКЕА.
«Для российского потребителя важно сохранение индивидуальности, ИКЕА в полной мере этого дать не могла»
— Наша компания работает с заказными позициями. Глубокая и комплексная инженерная проработка сложной мебели и дизайн-разработка своих изделий, особенно детских интерьеров, — это наши сильные стороны. И мы понимаем, что для потребителя важно, когда на одной площадке он может выбрать разные опции под себя, то есть сохранить индивидуальность.
Многим не подходила ИКЕА, потому что потребитель с ее помощью никак не мог самовыразиться или воплотить свои идеи, которые учитывали бы именно его особенности, образ жизни, предпочтения. Это побуждало достаточно большой сегмент покупателей искать такое производство, как наше, готовое работать индивидуально. Но ИКЕА всегда создавала диссонанс — в индивидуальном подходе клиент ждал такой же быстроты исполнения, как в серийном производстве, что не соответствует нашей модели бизнеса.
Мы, точнее, наша компания «Шишки», — производитель дизайнерской мебели. У нас три направления работы — производство сложной мебели по дизайн-проектам, проектирование и производство детских под ключ, обеденные столы.
«Шишки» — небольшое, но многофункциональное производство. Мы участвовали в квартирном вопросе два раза, в 2021-м и в 2022 г. Наша мебель продается по всей России, у нас есть сборщики почти в каждом крупном городе, но основной заказчик — это все-таки Москва.
Сейчас, если вы захотите дизайнерскую мебель от отечественных производителей, вам придется поменять свое отношение к процессу приобретения мебели. Зайти в магазин и купить всю квартиру за 30 минут не получится. Но у вас получится заказать мебель по индивидуальным размерам, материалам, цветам, учитывая все особенности вашего помещения — идеальную мебель без компромиссов в дизайне. Вас будут сопровождать наши инженеры и дизайнеры на протяжении всего процесса. Это совершенно другой уровень, но и сроки — как у пошива индивидуальной одежды. Многое изменилось, люди переходят от массового потребления к индивидуальному подходу и качеству.
Хорошим примером серийной продукции является онлайн-магазин Диван.ру. Он стремительно развивается, и у них достаточно сильная продукция с хорошим дизайном по демократичной стоимости. Мы сейчас тоже работаем в направлении развития серийного производства детской мебели, но, конечно, хотим сделать крутой дизайн, отличающийся от одинаковых кроваток во всех розничных магазинах.
Александр Исанбаев, учредитель компании Stella:
«С европейцами мы конкурируем на равных, а где-то даже и с преимуществом»
— Российские производители мебели, декора и отделочных материалов на фоне других стран выглядят уверенно. В России много компаний, которые широко представлены на международном уровне, мы конкурируем на равных, а где-то даже с преимуществами перед европейцами. Такого убеждения в мире, что россияне не умеют делать хорошо, в нашем сегменте товаров нет.
Компания Stella производит элементы мебели и декора, материалы для отделки. Мы предлагаем комплексные дизайнерские решения и консультационную поддержку. Мы открыли свой шоурум в Wowhouse, чтобы наши покупатели могли увидеть то, что мы производим, в пространстве, в интерьере, сервис организовали на европейском уровне, а также предлагаем то, что было одной из визитных карточек ИКЕА — возможность конструировать мебель самостоятельно под себя. Из наших консолей можно собрать и шкафчик, и стол, и экран для радиатора, и использовать их как элемент декора.
Наши товары зарекомендовали себя в Европе, а также в странах СНГ — Казахстане, Армении, Грузии, Туркменистане, Узбекистане, Белоруссии. Ранее мы поставляли продукцию в Германию, Латвию, Эстонию, Великобританию, Румынию, вели переговоры с Францией. Качество всегда было на высоте.
Продукция соответствует экологическим требованиям, не содержит формальдегидов и других вредных примесей в составе. Мы используем сырье европейских производителей, которые имеют производственные мощности в России, либо закупаем его как параллельный импорт.
Мы стараемся соответствовать моде, вдохновляемся на международных выставках, сами создаём современные тренды, сотрудничаем с дизайнерами и архитекторами, работы которых известны во всей Европе. Наши цвета, декоры без преувеличения самые модные, самые современные, материалы — экологичны и безопасны. Поэтому мы заняли свою нишу на европейском рынке.
Сейчас для того, чтобы нам вырасти до размеров ИКЕА, нужны только финансовые вливания. Профессиональные компетенции и желание у нас есть, мы уверены в том, что сможем осилить и производственную, и дизайнерскую составляющие, а также, грамотно организовать сбыт.
Надо сказать, что на российском рынке сейчас, к сожалению, до сих пор сохраняются материалы, которые свое должны были отжить давно, лет 20 назад. Например, пенопластовые потолки. Возможно, это обусловлено тем, что в России уровень жизни еще не настолько высокий, что многие люди вынуждены покупать низкокачественные материалы, которые ни по экологии, ни по безопасности, ни по эстетике уже давно не соответствуют никаким реалиям.
На мой взгляд, рынок отделочных материалов и мебели в России пошел по европейскому пути развития, то есть наши производители стали ориентироваться на европейские стандарты и вкусы, адаптировать их к нашим реалиям. Мы, как и в Европе, при производстве интерьерных элементов ориентируемся на лаконичность, даже минимализм, спокойную цветовую гамму, функциональность и безопасность. Вот этот европейский путь подразумевает создание универсальных интерьеров, не зависящих от культурных веяний.
Второй путь развития производства — это встраивание в реалии той местности, в которой он находится, приспособление к вкусам и обычаям конкретных людей. Это ни хорошо, ни плохо — такой способ развития больше характерен для азиатских государств.
Если производить материалы, опираясь на вкусы местных жителей, то они будут обречены продаваться только в тех регионах, под которые задуманы, например, в Азии люди любят вензеля, узоры, им нравится нагромождение деталей, контрастное сочетание цветов — это аутентично, но если ориентироваться только на это, эти товары будут иметь весьма усеченную целевую аудиторию.
Я знаком с особенностями китайского рынка, однако европейский кажется мне наиболее прогрессивным в плане географии, стабильности, креатива. Stella может предложить решения как для европейских, так и для азиатских рынков, учитывая культурные особенности и вкусы жителей той страны, куда осуществляем поставки. Эта универсальность, по сути, также залог создания бизнеса международного формата по типу ИКЕА.
Читайте также на DK.RU: ИКЕА может вернуться в РФ в течение двух лет.