Финский концерн Nokian Tyres ищет, кому пристроить бизнес в России
Известный скандинавский производитель шин Nokian Tyres выбирает претендентов на завод в Ленинградской области. Среди желающих структуры, близкие к «Татнефти», и бизнесмен Роман Троценко.
Финский концерн Nokian Tyres начал искать претендентов на свой российский бизнес, пишет Коммерсантъ со ссылкой на собственные источники. До начала сентября Nokian собирает обязывающие предложения на покупку завода во Всеволожске Ленинградской области, который является основным активом финской компании. Среди интересантов называют связанные с «Татнефтью» структуры, а также владельца AEON Романа Троценко.
DK.RU уже писал, что Nokian приняла решение о «контролируемом» уходе из РФ на фоне санкций ЕС, которые сделали «невозможной дальнейшую работу в составе концерна». На долю экспорта приходилось 60% от выпуска завода, количество выпускаемой продукции — 16 млн шин в год. В январе-июне 73% всего производства шин Nokian для легковых автомобилей были выпущены в РФ, а в 2021 г. на Россию приходилось 20% продаж марки и 80% выпуска. Обесценивание российских активов во втором квартале Nokian Tyres оценивал примерно в €300 млн.
В отличие от других производителей, Nokian работала на вторичную комплектацию автомобилей. Сейчас Nokian наращивает выпуск на площадках в Финляндии и в США. Совокупные инвестиции Nokian в завод в России до 2013 г. составили более €530 млн, а с 2014 по 2021 гг. — более €300 млн. Стоимость предприятия с учетом прав на использование бренда в России на начало 2022 г. составляла не менее €400 млн, однако сейчас компания вынуждена будет предоставить дисконт. В компании заявляли, что в связи с невозможностью экспорта шин в страны ЕС в связи с пятым пакетом санкций в июле 2022 г. производство на российском заводе значительно снизится.
В свою очередь «Татнефть» хорошо знакома с рынком. Компания выпускала шины под брендом Kama Tyres, но после введения санкций вынуждена была продать бизнес «Татнефтехиминвест-холдингу». В активы РоманаТроценко в рамках корпорации AEON входят региональные аэропорты, предприятия речного транспорта, а также производитель азотных удобрений «СДС-Азот». К шинному бизнесу он отношения не имел, однако уже несколько лет интересуется химическими активами.
Проблемы у производителей шин начались после начала спецоперации на Украине. Глава Nokian в РФ Андрей Пантюхов рассказывал, что заменить натуральный каучук в зимних шинах невозможно, поскольку большие объемы натурального каучука импортируются в основном из стран Юго-Восточной Азии. В марте в Michelin прямо указали на трудности с поставками сырья и полуфабрикатов в Россию, а в июне в Continental говорили, что «традиционно шинные производители в России зависят от иностранного сырья, поскольку в рецептуре шины присутствует около 60 различных материалов, часть которых не производится в России. Также закрытию заводов таких марок, как Yokohama, поспособствовали проблемы с логистикой.