Что изменилось для бизнеса с сентября 2022 года — адвокат Дмитрий Земеров
Начало делового сезона в России неизменно сопровождается изменением «правил игры» для бизнеса. Главное о законодательных новеллах в сфере аренды недвижимости, налогообложения и рекламы — на DK.RU.
Адвокат Дмитрий Земеров рассказал о новых правовых реалиях для бизнеса в колонке для DK.RU.
справка
Введен тотальный учет Интернет-рекламы
Вступили в силу изменения в Закон «О рекламе», которые существенно усложняют распространение рекламы в сети Интернет. Но период с 1 сентября до 31 октября 2022 г. — переходный: рынку предоставлена возможность адаптироваться к новому регулированию.
Что изменилось: закон обязывает рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем предоставлять информацию о рекламе в Роскомнадзор через оператора рекламных данных.
Оператор рекламных данных определяется как уполномоченный Роскомнадзором владелец компьютерной программы, предназначенной для установления факта распространения рекламы в Интернете. Задача оператора рекламных данных — выступать посредником при взаимодействии рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем с Роскомнадзором.
К компетенции оператора рекламных данных, в частности, относятся регистрация материалов будущей рекламы, передача информации о рекламе в Роскомнадзор, отслеживание фактически размещенной субъектом регулирования рекламы.
Роскомнадзору поручено вести реестр операторов рекламных данных. Предположительно, официальный перечень операторов рекламных данных будет сформирован не ранее октября 2022 г.
Новые требования должны соблюдать практически все рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем, если реклама направлена на потребителей из России — критерии сформулированы максимально широко. Но есть исключения.
Передавать информацию в Роскомнадзор не обязаны:
— операторы социальной рекламы;
— рекламодатели, обладающие исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющиеся изготовителями или продавцами товаров, если они поручили предоставлять такую информацию рекламораспространителю или оператору рекламной системы по договору.
Ответственность за непредставление информации несет лицо, поручившее своему контрагенту передачу соответствующей информации.
Кроме того, требование о предоставлении информации и проставлении идентификатора не распространяется на:
— рекламу собственных товаров субъекта регулирования, которая распространяется самостоятельно или через лиц, состоящих в одной группе, по email-рассылкам или в виде push-уведомлений;
— рекламу, которая распространяется или была распространена в сети Интернет в составе телепрограмм, телепередач, радиопрограмм и радиопередач без изменений по сравнению с непосредственным вещанием, то есть, в той же последовательности, форме и объеме.
Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение требований?
В настоящее время в Кодекс об административных правонарушениях не включены специальные составы, связанные с новыми требованиями по учету Интернет-рекламы. Однако предусмотрена общая ответственность за несоблюдение законодательства в виде штрафов:
— для должностных лиц — от 4 тыс. до 20 тыс. руб.;
— для юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Роскомнадзор и ФАС разъясняют, что в течение нескольких месяцев контролирующие органы будут оценивать фактическую реализацию новых положений. Меры ответственности применяться не будут. Однако, следует помнить, что в законодательстве переходный период не закреплен.
Кроме того, необходимо учитывать, что Роскомнадзор может передавать информацию об Интернет-рекламе в ФНС. Возможно, ФНС будет использовать ее для налогового контроля. Поэтому необходимо внимательно относиться к составу рекламы с момента начала передачи информации в Единый реестр.
Что следует сделать участникам рекламного рынка?
— Заключить договор с оператором рекламных данных. Их перечень будет определен в октябре 2022 г.
— Проанализировать, относятся ли планируемые к размещению в Интернете материалы к рекламе, и не подпадают ли они под перечисленные исключения.
>>> Государственное регулирование рынка интернет-рекламы: что изменится с 1 сентября 2022 г.
Арендодателям предоставили больше прав
За последние полгода мы стали свидетелями массового ухода с российского рынка коммерческой недвижимости иностранных арендаторов. В этой ситуации власти решили предоставить арендодателям и новым собственникам иностранного бизнеса новые меры защиты их интересов.
Так, в сентябре вступил в силу закон, предоставляющий арендодателю ряд дополнительных прав, если его арендатор — компания из сферы торговли и (или) общественного питания, связанная с недружественным государством.
Приостановление или прекращение арендатором использования арендуемого имущества может повлечь негативные для него последствия, если:
1) установленный договором размер арендной платы полностью или частично зависит от результатов хозяйственной деятельности арендатора (например, установлен в виде доли от полученных им доходов — так называемая плата с оборота);
2) размер вносимой арендной платы существенно снизился из-за того, что арендатор не использует арендуемое имущество.
Существенным признается снижение арендной платы более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Если арендная плата в аналогичном периоде не вносилась, учитывается среднемесячная арендная плата за 2021 г. Если арендуемое имущество использовалось только в 2022 г., для расчета используется среднемесячная арендная плата за период с 1 января 2022 г. до момента приостановления или прекращения использования имущества.
Если оба условия применимы, то:
— арендатор должен внести арендную плату за период, в течение которого приостановил или прекратил использовать арендуемое имущество. Речь идет о среднемесячной арендной плате за 2021 г. или за период с начала 2022 г. по 24 февраля 2022 г., если арендуемое имущество использовалось только в 2022 г.;
— арендодатель может в одностороннем порядке отказаться от договора аренды, если арендатор не возобновил использование арендуемого имущества или не внес арендную плату в вышеуказанном размере в течение десяти рабочих дней со дня получения соответствующего требования арендодателя.
Важно отметить, что отказ арендодателя от договора аренды в таком случае не может являться основанием для начисления неустойки или применения к нему иных мер ответственности.
Однако, в отношении компаний, которые больше не контролируются лицами, связанными с недружественным государством, действуют специальные правила.
Во-первых, начиная с даты смены контроля, арендодатели не могут в одностороннем порядке отказаться от договоров аренды с такими компаниями.
Во-вторых, арендодатель не может изменить или расторгнуть ранее (до 24 февраля 2022 г.) заключенный договор аренды (даже если такое основание для расторжения зафиксировано в договоре), если:
— в отношении арендатора произошла смена контроля в пользу российского лица;
— в отношении арендатора был прекращен контроль лица, связанного с недружественным государством, и арендатор изменил фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак либо знак обслуживания.
Запрет на расторжение или изменение договора аренды действует до конца 2023 г.
Подобное регулирование мы видели в период пандемии коронавируса, поэтому можно предположить, что, как и тогда, участники арендных отношений будут прибегать к новым основаниям для расторжения договора только в крайних случаях: если не смогут достичь соглашения об условиях изменения или прекращения договора аренды. Нельзя исключить и увеличение количества судебных споров, в том числе связанных с вопросами применения новых правил.
Читайте также на DK.RU: Чем рискуют компании, покидающие Россию, и те, кто остался — адвокат Павел Репринцев
Получателей налоговых льгот стало больше. Но только в ИТ-секторе
В Налоговом кодексе расширены и уточнены критерии применения льгот для компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий:
— порог доли доходов от ИТ в выручке компании снижен с 90 до 70%;
— исключен критерий среднесписочной численности персонала. Ранее условием получения льготы по налогам был штат от семи человек;
— существенно расширены виды ИТ-деятельности, которые могут быть учтены для применения налоговых льгот.
Каковы эти уточнения?
Во-первых, введены термины «собственные» (разработанные, адаптированные и (или) модифицированные самим налогоплательщиком или организацией, входящей с ним в одну группу) и «заказные» программы для ЭВМ и базы данных. С учетом этого дифференцируется возможность учитывать в качестве профильных доходы от той или иной деятельности.
Например, в составе доходов от профильной деятельности учитываются доходы от реализации экземпляров, передачи исключительных прав и предоставления прав использования на собственные программы для ЭВМ и базы данных. А услуги по установке, тестированию и сопровождению теперь относятся к профильной деятельности, если они касаются как собственных, так и заказных программ для ЭВМ и баз данных.
При этом в целях определения принадлежности к одной группе лиц применяются специальные критерии, а не общие нормы законодательства о трансфертном ценообразовании: для целей закона необходима доля «родства» более 50 %.
Во-вторых, установлен расширенный перечень видов профильной деятельности (в том числе деятельность в сфере онлайн-рекламы и образования), связанных с программами для ЭВМ и базами данных, включенными Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Ранее включение программ для ЭВМ и баз данных в Реестр имело значение только для применения освобождения от НДС, а не льгот по налогу на прибыль организаций и страховым взносам.
В то же время было ограничено применение льгот для компаний, созданных в результате реорганизации (кроме преобразования) после 1 июля 2022 г., а также организаций, в которых доля государственного участия РФ составляет 50 % и более.
Аналогичные критерии были установлены для применения пониженного тарифа страховых взносов 7,6 %. При этом новый порядок применения указанных льгот имеет ретроактивный характер и действует с 1 января 2022 г.
Сохраняется наличие аккредитации ИТ-компании в качестве критерия применения налоговых льгот. Предусмотрены переходные положения, уточняющие применение льгот в 2022 г., а также разграничивающие условия применения льгот для компаний, получивших аккредитацию до и после 1 июля 2022 г. (в первом случае льготы могут отчасти применяться по прежним правилам).
Кроме этого, внесены некоторые уточнения в условия применения освобождения от НДС-операций с программами для ЭВМ и базами данных, включенными в Реестр, и закреплена возможность применения к таким программам и базам данных повышенного коэффициента амортизации (не выше трех).
Что необходимо учитывать ИТ-компаниям?
В целом принятые изменения можно назвать благоприятными для отрасли. В то же время существующим и создаваемым ИТ-компаниям стоит учитывать ограничения и уточнения, отраженные в новой редакции закона, чтобы оценить возможность применения налоговых льгот и эффект от них в долгосрочной перспективе. С особой осторожностью следует применять льготы группам, планировавшим реорганизацию в будущем, направленную на выделение ИТ-функционала в отдельную структуру, применяющую льготы.
Учитывая тренд на расширение льгот в первую очередь для локального программного обеспечения, включенного в Реестр, мы рекомендуем внимательно следить за дальнейшим изменением критериев аккредитации и применения льгот компаниями, обслуживающими иностранное ПО (в том числе принадлежащее группе, в которую входит российский налогоплательщик).
Читайте также на DK.RU: «Министры бодро рапортуют о будущем экономики. Но я бы не обольщался» — Роман Речкин