«Санкции не почувствовали: стекло и алюминий в России делают, а станки обслуживаем сами»
Евгений Сюзев — о том, как бросил работу в найме, создал свою компанию по производству стеклянных перегородок и с какими сложностями сталкивается сейчас.
Екатеринбуржец Евгений Сюзев, проработав два года в компании, которая занималась установкой перегородок, решил открыть свою фирму и вскоре стал работодателем для некоторых прежних коллег. Предприниматель рассказал DK.RU, как удерживает кадры, что мешает ему работать со многими ведущими застройщиками региона и почему уральские компании, несмотря на популярность «удаленки», вкладываются в улучшение своих офисов.
Справка DK.RU
«Раньше часто искали виноватых — сейчас такого нет»
— Это был 2008 г. Я вернулся в Екатеринбург из Тюмени, где жил какое-то время, и начал искать работу. Устроился менеджером в компанию, которая занималась перегородками, — влился, разобрался в конструкциях. У нас были интересные проекты — например, мы занимались остеклением ТРЦ Фан Фан. Компания была молодой, на рынке нас особо не знали. Этот клубок приходилось распутывать самостоятельно. Например, чтобы перекинуться парой слов с директором строительной компании, приходилось в 7 утра приезжать к их офису и ждать его там.
Через какое-то время у компании начались проблемы. Руководитель наняла на пост коммерческого директора не очень грамотного человека со стороны. На фоне новой политики мы начали сливать сделки и у нас стали резать зарплату. Поэтому я решил уйти в свободное плаванье.
Компанию мы основали вместе с инженером-конструктором, с которым вместе развивались в этой сфере. У нас был маленький офис на 9 кв. м, где стояли два стола и принтер. Когда придумывали название, на столе была упаковка молока «Первой молочной компании». Подумали, почему бы не назваться по аналогии? Посмотрели в Яндексе, убедились, что такой компании в Екатеринбурге нет. Тем более что такому названию есть логичное обоснование: наша цель — быть первыми по объему и качеству оказанных услуг.
Сначала у нас был один объект. Потом еще два-три месяца мы занимались поиском новых — деньги в это время вообще не зарабатывали. Постепенно стали выходить на какой-то адекватный оборот и спустя полгода после открытия переехали в более крупный офис и взяли на работу еще одного менеджера.
Потом мне позвонила руководитель компании, в которой я начинал работать, и сообщила о своем решении ее закрыть. Она предложила мне взять к себе часть сотрудников, передала клиентскую базу и остатки материалов. Это было обоюдное решение, без всяких обид. Так в команде появился еще один человек и мы стали развиваться активнее.
Изначально у нас был небольшой склад (гараж) на Сортировке, где мы хранили материалы и делали запил. За два-три года работы мы поняли, что нам этого пространства мало. Взяли в аренду склад на 60 кв. м — иногда ездили туда на отгрузку монтажники, иногда мы занимались этим сами. Полноценное производство у нас появилось в 2014 г., когда мы приобрели оборудование по нарезке стекла, форматно-раскроечный и кромко-облицовочные станки. Сейчас наш цех находится на Черняховского, его площадь — около 400 кв. м.
Больше 80% сотрудников работает в компании уже четыре-пять лет. Найти хороших специалистов в нашей сфере так же непросто, как и в остальных. В 2016-2017 гг. у нас обновился почти весь коллектив. После того как я допустил ряд управленческих ошибок, стал более внимательно относиться к сотрудникам. У меня нет политики выжимания ресурса из человека. Слежу, чтобы доходы сотрудников росли. Отправляю их на обучение. Вместе разбираем ошибки. Раньше мы часто искали виноватого, даже была практика распределять финансово упущенную выгоду — сейчас такого нет.
«Дома сотрудники быстрее выгорают»
— Я думаю, такие предприятия, как наше, санкции на себе не почувствовали. У нас не такие технологичные станки, как на крупных заводах. Частично наше оборудование — китайское, частично — старое итальянское. Мы самостоятельно меняем все блоки и запчасти.
В России делают основные материалы для перегородок — стекло и алюминий, а также часть комплектующих. Другую часть мы закупали в Европе и Китае. С Китаем сейчас проблем нет, тем более что их предприятия еще до начала этого года освоили многие виды европейской продукции. Да, последнее время на рынке отсутствуют некоторые номиналы стекол, их приходится чем-то заменять. Но российские производители постепенно увеличивают модельный ряд, поэтому эта проблема решится.
Если говорить о клиентах, в основном перегородки сейчас заказывают компании, которые улучшают офисные пространства. Это тенденция последних лет. Менеджеры понимают: если вычесть сон, человек проводит на работе большую часть жизни. Никому не интересно работать в обычном офисе с окрашенными стенами, рыжей мебелью и протертым полом. Люди хотят определенного комфорта.
У нас есть показательный клиент. Он открыл производство термообработанной доски в Нижних Сергах. Решил вложиться в офис: сделал классный ремонт, крутые двери, туалетные кабинки из стекла. Я его спрашиваю: «Какая у всего этого цель?». Говорит: «Я хочу, чтобы мои сотрудники приходили на работу и им было приятно здесь находиться». Правда, потом признался, что если бы заранее знал, во сколько ему все это обойдется, то вряд ли решился на такой шаг.
Читайте также на DK.RU: Срок службы — вечность. Чем облицовывать дом, чтобы он стоял сто лет
На мой взгляд, популярность «удаленки» на тренд по улучшению офисных пространств не повлияла. По отзывам предпринимателей, удаленный режим зарекомендовал себя не очень хорошо, сотрудники не могут работать дома так же эффективно. Часто звонишь человеку, чтобы он выполнил какую-то задачу, а он где-то прогуливается или готовит обед. Плюс дома сотрудники выгорают быстрее. Когда человек меняет обстановку, едет куда-то, общается с коллегами лично, его эффективность выше.
После работы по тендерам компании уходят в минус
— Опыт работы с застройщиками у нас тоже есть. Например, сейчас делаем душевые перегородки для «Брусники», до этого делали двери и остекление в местах общего пользования для «УГМК-Застройщик». Отрадно, что строительные компании сейчас уделяют большое внимание качественным ремонтам в местах общего пользования.
Многие застройщики сейчас выбирают подрядные организации через тендеры: приглашают несколько компаний и устраивают среди них конкурс. Кто выполнит работы дешевле — с тем и заключается контракт. А потом компания получает задание от тендерного отдела и вынуждена вариться, как хочет. Есть масса моментов, которые заказчик и специалисты тендерного отдела не видят и не понимают: они не разбираются в материалах, крепежах, узлах, фурнитуре.
У нас были такие ситуации, когда, как говорится, «работали, трудились, посчитали — прослезились». С этим сталкивались и другие компании на рынке. Было много случаев, когда ко мне приходили устраиваться на работу люди, у которых развалились фирмы после работы с крупными застройщиками по тендеру. Например, один из них занимался сейф-дверями: взял заказ для нескольких высоток, ушел в минус и остался ни с чем. У человека было собственное производство на 1,5 тыс кв. м, 30 сотрудников. Знаю другой пример: кровельная компания с 50 сотрудниками в штате взяла заказ, промахнулась в цене, начались проблемы, в итоге сработали в минус 60 млн руб.
Когда у подрядной организации создается дефицит в деньгах — она не может выполнить свою работу качественно. Застройщиков, которые придерживаются этой схемы, мы стараемся обходить стороной, потому что они настроены на «отжим». К сожалению, в их числе — большое количество топовых компаний, которые продают квартиры за большие деньги. Только единицы стараются делать все качественно, как для себя. И люди это чувствуют.
Читайте также на DK.RU:
«Свой бизнес по сравнению с работой в найме — это сущий ад», — МНЕНИЕ
«Придется запастись терпением». Где теперь достать недорогую дизайнерскую мебель и декор