Жесткие дискаунтеры пустят на полки местных производителей. К чему им готовиться?
До конца года в Свердловской области увеличится число магазинов «Чижик» и «Моя цена». Сети рассчитывают, что часть продукции собственных торговых марок будет производиться на Урале.
На полях выставки «Агропром Урал» представители ключевых торговых сетей провели встречу с местными производителями. После торгово-закупочной сессии разговор зашел о специфике работы жестких дискаунтеров. В этом году сеть «Магнит» открыла в Екатеринбурге свой первый дискаунтер «Моя цена», а X5 Group запустила первых «Чижиков». Пока на полках в основном представлена продукция федеральных поставщиков. Но со временем ситуация должна измениться. Представители X5 Group и сети «Магнит» рассказали о развитии новых форматов и своих ожиданиях от рынка.
«Пятерочка уходит с рынка дискаунтеров. Нишу нужно занять»
Первые «Чижики» появились в Свердловской области в августе 2022 г. К настоящему моменту в регионе открыто порядка 20 магазинов. Как рассказал начальник управления по работе с госорганами X5 Retail Group Денис Сухоруков, до конца года в Свердловской области планируют открыть еще 20-30 точек:
— Особенность сети заключается в том, что более 70%, а в будущем — 100% продукции будет представлено собственными торговыми марками (СТМ). В ближайшее время мы планируем увеличить объем продукции СТМ до 50%,остальная доля — это федеральные поставщики.
Мы для себя определяем, что стоимость [продуктовой] корзины должна быть на 15-20% ниже, чем в «Пятерочке». С одной стороны, это минус для «Пятерочки», с другой — эта сеть постепенно уходит с рынка дискаунтеров, а «Чижик» закрывает эту нишу. Снижать цены мы стараемся за счет собственных издержек: открываем небольшие по площади магазины, экономим трудовые и временные ресурсы.
Это хороший плацдарм для местных производителей. Сейчас наиболее благоприятное время, чтобы зайти на полку со своей продукцией. Пока в «Чижике» не так много локальных поставщиков, в основном это производители «молочки». Но в будущем мы рассчитываем нарастить долю локальной продукции до 30% и выше. В частности — в товарах СТМ. Несмотря на стереотип о том, что дешевая продукция не может быть качественной, все товары соответствуют ГОСТам.
У нас есть свои особенности работы с поставщиками. Например, есть требования по упаковке — это нужно, чтобы мы могли минимизировать издержки на выкладку товара. Есть требование по сроку годности продукции: по молочке — более 12 дней, по хлебобулочным изделиям — более трех суток, по птице — более 10 дней.
С поставщиками мы работаем только через распределительный центр, который также недавно открылся в Екатеринбурге. Прямые доставки до магазинов коллеги стараются исключать. Мы рассчитываем на ежедневные поставки по всем категориям товаров, а потом будем их самостоятельно развозить по региону.
Также у нас действует принцип «одна потребность — один товар». То есть на полке не появится второго кефира с жирностью 3,2%. Этот нюанс нужно учитывать.
Расчет на рационального покупателя
Сеть дискаунтеров «Моя цена» развивается менее стремительными темпами. Сейчас в Свердловской области открыто 14 магазинов, один из них находится в Екатеринбурге. Как рассказала руководитель по внешним коммуникациям и связям с государственными органами розничной сети в УрФО Дарья Маршук, до конца текущего года откроется еще восемь дискаунтеров, один из них в Екатеринбурге:
— «Моя цена» — это магазины небольшой площади, не более 200 кв. м. Они рассчитаны на рационального покупателя, который приходит за качественными товарами по приемлемой цене. Здесь цена примерно на 15% ниже, чем в других магазинах. Экономия обеспечивается за счет снижения операционных расходов: упрощенной логистики, простой выкладки, простого зонирования пространства. Качество продукции на полке не страдает.
На полках жестких дискаунтеров всегда очень ограниченный ассортимент — максимум 2 тыс. товарных позиций. Поэтому на полки попадает только то, что пользуется спросом потребителей. Преимущество отдается тем поставщикам, которые могут предложить наиболее низкую цену.
Доставка продукции от поставщиков в дискаунтер также будет идти через распределительный центр. Сейчас ее развозят из РЦ «Магнита».
На полки попадают товары первой цены и то, что мы производим под собственным брендом. Локальные поставщики тоже могут попасть на полку — как самостоятельно, так и под нашей торговой маркой. Поставщики могут переговорить об этом подробнее с нашими категорийными менеджерами. Но есть нюанс — дальше заявка будет передана в головную компанию в Краснодар и вести ее будут оттуда. Планируется, что в течение ближайших месяцев вопрос попадания локальных производителей на полки переведут на округа. Но пока мы вынуждены работать через головную компанию.
Отличный шанс. Но есть нюансы
С учетом того, что количество магазинов «Чижик» и «Моя цена» в Свердловской области будет расти, возможность сотрудничества с ними, безусловно, заинтересует местных производителей. Об этом DK.RU рассказала доцент кафедры логистики и коммерции Уральского государственного экономического университета Светлана Царегородцева:
— Эти дискаунтеры принадлежат огромным федеральным сетям, а зайти на полку крупной сети для производителя считается большой удачей. Ведь при наличии такого договора у него будет гарантированно вычерпываться большой объем продукции, предприятие сможет чувствовать себя более стабильно на рынке. Это позволит ему нарастить объемы производства и, соответственно, объем выручки.
Но для того чтобы сотрудничество было конструктивным, нужно решить те проблемы, с которыми местные производители сталкиваются во взаимодействии с торговыми сетями уже сейчас. На полях форума замминистра АПК и потребительского рынка Свердловской области Светлана Островская попросила представителей компаний подробнее рассказать об этих сложностях.
- Оказалось, что больше всего вопросов связано с согласованием повышения цены на продукцию. Часто менеджеры на местах обещают принять новую цену, но спустя какое-то время говорят, что «коммерческий директор в Москве против», и разговор на этом заканчивается. Сложности во взаимодействии с менеджерами возникают и при согласовании расширения ассортимента производителя.
- Второй блок проблем связан с работой по приемке продукции в распредцентрах. По словам представителей производителей, машины подолгу простаивают в ожидании разгрузки. Случаются и другие ситуации: например, когда машина опаздывает к определенному окну, и у нее отказываются принимать продукцию в другое время.
Читайте также на DK.RU: «Для российских предпринимателей освободилась ниша. Но им будет не так-то просто»