Научите ребенка ждать, и пусть сам заказывает еду в кафе. Как готовиться к первому классу?
«Возьмите ребёнка по делам, которые могут потребовать ожидания. Например, постойте в очереди в магазине. Поговорите с ним о том, что помогает ждать и скажите, что это не всегда простая задача».
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению является одним из важнейших этапов детского развития. Это переход к новому образу жизни, новой позиции в обществе, новым отношениям со взрослыми и сверстниками. На этом этапе происходит переход от игры к учебной деятельности. Как морально подготовить ребенка к первому классу, рассказала Татьяна Бажова, психолог, основательница психологического центра «Дом на холме».
— Многие родители при подготовке ребенка к школе делают акцент только на умственной готовности, поэтому все время посвящают тренировке внимания, памяти и мышления, но опасно ограничиваться только этим.
Часто дети обладают всеми необходимыми навыками письма, подсчета, чтения и имеют достаточно высокий уровень развития, но все равно чувствуют себя некомфортно. Готовность подразумевает не только наличие определенных навыков и способностей, необходимых для обучения, но и обеспечение полноценного и гармоничного развития ребенка.
Подготовка к школе — сложная комплексная задача, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Она включает в себя пять уровней:
- Мотивационный
- Волевой
- Социальный
- Интеллектуальный
- Физиологический
Когда дети поступают в школу, часто выявляется недостаточное развитие какого-либо компонента психологической готовности. Недостатки в формировании одного из уровней рано или поздно влекут за собой задержку в развитии других уровней. Все это влияет на успех и комфорт ребенка в обучении.
Что происходит с ребёнком в возрасте семи лет?
Кризис семи лет — это тот критический период, который требует изменения социальной ситуации, он связан с началом обучения ребенка в школе. Именно в этом возрасте закладываются основы личности. Есть желание занять новую позицию в обществе и осуществлять социально полезную деятельность.
Ребенок начинает осознавать и оценивать свое место среди других людей, формируется внутреннее социальное положение, желание соответствовать требованиям взрослого, принять новую социальную роль — роль школьника. Деятельность ребенка приобретает новый оттенок. Способность не только контролировать свои действия, но и сосредоточиться на результате.
Психологические исследования показывают, что в дошкольном детстве у ребенка уже развивается самооценка. Она основывается на результате активности, успеха-неудач, а также оценок других и одобрения родителей.
1. Мотивационная готовность к школе
Мотивационная готовность рассматривается как стимул к учебе, желание ребенка учиться в школе. Есть различие между внутренней и внешней мотивацией.
Большинство детей старшего дошкольного возраста мечтают стать школьниками, но, конечно, почти никто из них понятия не имеет, что такое школа на самом деле. У многих детей есть полностью идеализированное представление о школе, если их спросят, кто ученик, они обязательно ответят, что это ребенок, который несет большой портфель, сидит за столом с поднятой рукой, пишет и читает.
Внутренняя мотивация связана с прямым желанием учиться, выраженным в когнитивном интересе, проявляемым в желании узнать что-то новое, узнать непонятное. Возникает сложная ситуация, потому что не все дети готовы выполнить требования учителя и не ладят в новой социальной среде из-за отсутствия внутреннего стимула.
Мотивация обучения развивается у первоклассника в присутствии ярко выраженной умственной потребности и способности работать. Первоклассник пытается быть образцовым учеником, чтобы заслужить похвалу учителя, а затем родителя. Эмоциональная похвала позволяет ребенку верить в свои способности, повышать свою самооценку и стимулировать желание справиться с тем, что сложно сразу.
2. Волевая готовность к школе
Волевая подготовка подразумевает готовность ребенка к тому, что ему придется выполнять требования учителя. Это способность действовать по правилам, в соответствии с установленной моделью. Выполнение правил лежит в основе социальных отношений ребенка и взрослого.
Д.Б. Элконин провел эксперимент. Первоклассников попросили нарисовать четыре круга, а затем раскрасить три желтых и один синий, дети расписали все круги в разные цвета, утверждая, что так красивее. Этот эксперимент прекрасно демонстрирует, что не все дети готовы принять правила.
Появление воли приводит к тому, что ребенок начинает сознательно контролировать себя, отслеживать свои внутренние и внешние действия, свои когнитивные процессы и поведение в целом.
3. Социальная готовность к школе
Социальная готовность — это готовность к новой форме отношений в ситуации школьного обучения. Ходить в школу — это, прежде всего, приобретение нового социального статуса. Он вступает в новые отношения ребенок-учитель, которая впоследствии влияет на отношения и ребенка с родителями, и ребенка со сверстниками.
4. Интеллектуальная готовность к школе
Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы и отвечать на них, уметь пересказывать. Безусловно, важно наличие простых навыков письма, чтения, подсчета. Ребенок должен уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и делать выводы.
5. Физиологические подготовка к школе
Как и другие уровни, физическая подготовка не менее важна. В школе ребёнку предстоит сидеть за партой, выполнять задания, слушать учителя, усваивать программу. Нагрузка на детский организм заметно повышается. Физическая готовность к школе включает общую сформированность детского организма, актуальное состояние здоровья, физическую и умственную работоспособность, развитые двигательные навыки, моторику.
Как помочь своему ребёнку подготовиться к этому непростому периоду в его жизни?
Напишите короткие заметки ребенку
Заметки помогают детям понять, что письмо — это форма общения — это способ передачи информации и связывает алфавит с его более широкой целью. Кроме того, учителя часто пишут информацию в классе на доске и ребёнку необходимо ее понимать. Попробуйте оставить заметки для своего ребенка за столом для завтрака. Пусть заметки будут короткими и позитивными. Например, вы можете написать: "Хорошего дня. "Или: "Сегодня после школы поедем за новой одеждой". Начните с прочтения записки вашему ребенку, и вскоре он прочитает ее вам.
Пусть ребёнок сам выбирает и заказывает себе еду в ресторане
Дети в школе должны быть уверены, что могут попросить, что им нужно. Поэтому, когда вы едите вне дома, давайте ребёнку возможность выбрать еду самостоятельно. Если у него есть вопрос, пусть без стеснения задаёт его официанту или продавцу. Ваша поддержка поможет ребёнку обрести уверенность в себе и чувствовать себя комфортнее.
Тренируйтесь в ожидании
Ждать тяжело. Но это повсеместно присутствует в нашей жизни. Школьные учреждения часто требуют, чтобы дети ждали своей очереди, пока учитель помогает другим. Начните интегрировать естественное время ожидания в свой день. Начните с очень короткого времени и постепенно увеличивайте, когда ваш ребенок будет готов. Возьмите ребёнка по делам, которые могут потребовать ожидания, например, забрать родственника из поезда или подождать в очереди в магазине. Поговорите со своим ребенком о приемах, которые помогают, когда он ждет, и признайтесь ему, что это не всегда простая задача.
Помогайте своему ребёнку ориентироваться в пространстве
Школа — большое учебное заведение и ребенку необходимо уметь находить нужные ему места, без лишней паники и нервов. Навык ориентации в пространстве также тренируется в повседневной жизни.
Начните со знакомого места, которое вы часто посещаете вместе. Например, когда вы в магазине, попросите своего ребенка отвести вас в раздел молока. Все это поможет вашему ребенку чувствовать себя в большей безопасности, находя свой собственный путь в новой школе без вас.
Такой вид подготовки может быть не очевидным. Однако владение этими навыками повышает уверенность ребенка и эмоциональную готовность к поступлению в школу.
Процесс подготовки к школе — это самый важный шаг в развитии ребенка, требующий серьезного подхода и внимания. Каждый из нас понимает, что готовность ребенка к школе является целостным явлением. Необходимо, чтобы каждый из уровней был достаточно развит, потому что, если один параметров «хромает», это может повлиять на все обучение. Желательно определить психологическую готовность к школе за год до поступления, так как в этом случае есть время на изменения.
Задать вопрос Татьяне Бажовой можно по тел.: +7 (932) 123-33-80