«Многие новички-учителя боятся напора родителей и не всегда адекватных требований»
Многие молодые учителя боятся напора родителей и не всегда адекватных требований. Некоторые даже уходят из профессии. Екатерина Сибирцева — о реалиях системы образования.
В этом сентябре в школы Екатеринбурга пошли рекордное количество первоклассников — 23 тыс. человек. А в Академическом в этом году открылись две новые школы. О состоянии системы образования и вызовах, с которыми ей приходится сталкиваться, рассказала заместитель главы города по социальной политике Екатерина Сибирцева.
Досье
В начале сентября в школах Екатеринбурга стали проходить «Уроки о важном», на которых детям рассказывали о военной спецоперации на Украине. В соцсети ранее даже попали фотографии методичек для учителей, где, в частности, предлагалось ознакомить детей с отрывком обращения Владимира Путина от 21 февраля.
Екатерина Александровна, почему возникла необходимость проведения таких уроков и следит ли администрация за их содержанием?
— Действительно у нас, как и по всей стране, проходят такие уроки. Это не инициатива отдельных школ или департамента образования. Мы видим, что дети задают вопросы о том, что происходит. Поэтому молчать в этой ситуации не очень корректно.
Школа — это учреждение, подведомственное государству. Поэтому разъясняем мы именно государственную позицию. Учителя получили рекомендации о том, как лучше построить разговор с детьми. Не все они имеют историческое образование и им нужно помочь корректно выстроить историю вопроса.
Некоторые родители выражают свою обеспокоенность такими уроками. А как отнеслись к необходимости их проведения учителя?
— Большинство педагогов отнеслось к ситуации с пониманием. Хочется, чтобы школа и дальше оставалась территорией содружества и сотрудничества. А что касается родителей — всегда есть те, кто недоволен проводимыми мероприятиями или даже содержанием школьной программы.
Как дистанционный формат обучения сказался на успеваемости школьников, как повлиял на результаты экзаменов?
— При дистанционной форме обучения особую значимость приобретает умение учащихся рационально организовать свою деятельность, а также мотивация для продолжения образования. Я думаю, что те ребята, которые замотивированы и добросовестно готовятся к экзаменам, хорошо сдадут их даже после обучения на дистанте.
За время существования ЕГЭ школьники привыкли к решению тестов, за время дистанционного обучения их знания тоже постоянно проверяли письменно. Ученики с каждым годом все больше отвыкают от устной речи. Не назрела ли необходимость вернуть в школы традиционные экзамены, чтобы ребята были заинтересованы в развитии своих коммуникативных навыков?
— Я являюсь последовательным сторонником ЕГЭ с момента его введения на территории Свердловской области. И здесь дело не в удобстве или неудобстве подачи материала.
Совершенной формы сдачи экзаменов не существует. У каждой формы, будь это ЕГЭ, сочинение или письменный экзамен, есть свои плюсы и минусы. Но у ЕГЭ есть один, как мне кажется, существенный плюс.
Это социальный лифт, который позволяет ребенку из глубинки с хорошими знаниями и желанием учиться поступить в ведущий вуз страны. Конечно, есть и другие лифты, например, олимпиады. Но они доступны меньшему количеству учеников.
Надо понимать, что любой экзамен — это психологически тяжелая и нервная процедура для всех участников образовательного процесса. Но сейчас, с системой ЕГЭ, мы оказываемся в этой ситуации один раз. Раньше ребенок сдавал экзамены несколько раз: в школе, в вузах, которые выбирал для поступления. И в каждом из этих образовательных учреждений были свои требования.
К тому же ЕГЭ — это хороший механизм для экспертизы качества работы образовательных учреждений. Нам необходимы такие работы, которые позволяют проверить качество образования в наших школах на уровне всей страны. Поэтому, я думаю, при всех минусах ЕГЭ, о которых много лет говорят, количество плюсов перевешивает.
Я согласна, что сейчас школьники мало говорят и много пишут. Но любой письменный экзамен, вне зависимости от того, в тестовой форме он проходит или нет, позволяет повысить объективность при оценке работ. Поэтому от таких контрольных работ нам никуда не уйти.
А коммуникативные практики в школе действительно нужно развивать, причем и в старших, и в младших классах. Есть необходимость больше говорить на самых разных предметах, не только на уроках литературы и истории, но и на математике и химии. При этом можно задействовать нестандартные способы. Посмотрите, как активно развиваются различные визуальные и медиасервисы. Мне кажется, интерес ребят к таким формам работы можно использовать для решения задач, о которых мы сейчас говорим.
Есть мнение, что в школах не хватает программ профессиональной ориентации, чтобы дети уже в старших классах понимали, кем они хотят стать, и начинали осваивать базовые профессиональные навыки. Предприятия тоже высказывают заинтересованность в работе с перспективными ребятами, которые в дальнейшем могут получить профильное образование и прийти работать в эти компании.
— На самом деле, работа по профессиональной ориентации в школах не прекращалась. Подобные проекты курирует городской центр профилактики «Диалог». Плюс многие школы работают в этом направлении самостоятельно.
Да, во время пандемии коронавируса доступность мероприятий снизилась. И если раньше школьники могли очно посещать вузы и знакомиться с программами подготовки во время дней открытых дверей, то в последнее время подобные мероприятия были вынужденно перенесены в онлайн-режим.
В некоторых школах сохраняются программы социального партнерства. Например, на Уралмаше школы сотрудничают с колледжами, которые относятся к крупным предприятиям — тем же Машиностроительному заводу имени Калинина и Уралмашзаводу. У них очень эффективно выстроено взаимодействие.
Что касается непосредственного взаимодействия школ с предприятиями, здесь все сложнее. Предприятия предпочитают работать не со школами, а с вузами.
Мы этот момент уже прорабатывали. Потому что реальное понимание, каким специалистом ты видишь себя в будущем, приходит после 2-3 лет обучения в вузе. А когда предприятия начинают работать со школьниками — они не понимают, принесет ли их работа в будущем необходимый результат.
Тут есть еще другая проблема. Чем лучше мы учим детей — тем больше шанс, что они получат высокие баллы за экзамены и уедут в престижный вуз получать другую специальность. Предприятия тоже это понимают, поэтому далеко не все готовы вкладывать средства, гарантируя дальнейшее трудоустройство. Хотя, в принципе, такие программы заслуживают внимания.
«Средняя зарплата учителя с классным руководством — 51 тыс. руб.»
Проблема нехватки квалифицированных кадров сохраняется не только на предприятиях, но и в школах. За последнее время, как отмечает Екатерина Сибирцева, ситуация изменилась в лучшую сторону. Сейчас каждый год в сферу образования Екатеринбурга (садики, школы и дополнительное образование) приходят около 300 чел. На городском уровне проблему решают программами целевого набора.
От родителей сегодня часто можно услышать, что молодые учителя в школах менее мотивированы на работу с детьми, чем их старшие коллеги. Наблюдаете ли вы такую тенденцию?
— Наверное, нет двух одинаковых случаев. Я бы не говорила о какой-то тенденции. Та молодежь, с которой общаюсь я, посещая школы, наоборот, очень яркая и интересная. Они работают с большим желанием. Когда ко мне обращаются родители с консультацией по приему в первые классы, они говорят, что хотят, чтобы у них был молодой учитель.
Но при этом я вижу, что многие новички в профессии боятся напора родителей, не всегда адекватных требований по отношению к молодому педагогу. Сегодняшним ожиданиям детей и родителей очень трудно соответствовать. Поэтому первые два-три года работы могут уйти на адаптацию.
Конечно, есть и те, кто спустя несколько лет работы решает покинуть профессию. Отток небольшой, менее 10%. Но это тоже хорошо, когда человек вовремя понимает, что ему не нужно заниматься этой работой, и может что-то поменять в жизни.
Почему, несмотря на приток в школы молодых специалистов, по-прежнему многие учителя вынуждены брать дополнительную нагрузку?
— При том, что каждый год в сферу образования у нас приходит около 300 специалистов, каждый год растет и количество школьников. В этом году пиковое количество первоклассников — 23 тыс. чел. Традиционно востребованными в нашей сфере являются педагоги начальных классов, математики, иностранного языка.
Ставка для педагога — это 18 часов в неделю, и многие педагоги действительно работают на полторы ставки. Сейчас средняя нагрузка учителя в Екатеринбурге — 28 часов в неделю. Конечно, нужно время и для подготовки к урокам, и для проверки работ, и для классного руководства. Так уж устроена наша отрасль. Работа педагога — серьезный труд, требующий большой вовлеченности.
В начале года в Министерстве просвещения РФ заявили, что более 70% учителей в России имеют оклады ниже МРОТа. Как с этим обстоят дела в Екатеринбурге?
— Окладная часть в зарплатах, которая рассчитывается на ставку, зависит от нагрузки учителя. Если педагог работает на одну ставку — она действительно может быть небольшой. Но, как и у других специалистов, в зарплате учителей есть компенсирующая и стимулирующая составляющая. Общая сумма, которую в среднем получают учителя, привязана к целевому показателю — среднему уровню зарплат в регионе.
В зарплату учителей также входит внебюджетная составляющая. Педагог может вести платные занятия, оказывать услуги в сфере дополнительного образования. Запрета на их проведение в школе нет. Лишь бы эта деятельность не противоречила законодательству, а школа могла создать для этого необходимые условия.
Сейчас в школах Екатеринбурга учителя, у которых есть классное руководство, в среднем получают 51 тыс. руб. Средняя зарплата тех, кто при этом оказывает платные образовательные услуги — 52,4 тыс. руб.
Аналогичная ситуация в садиках. Работники дошкольных учреждений Екатеринбурга в среднем получают 47,3-49 тыс. руб. Если в бюджете будут возможности для дальнейшего роста зарплат работников образования — мы все этому факту порадуемся.
А как сейчас в целом обстоят дела с финансированием образования, оно не снижается?
— Существенного снижения в 2021 г. по сравнению с 2020 г. я не вижу. Несмотря на большие траты бюджета в связи с коронавирусом, сфера образования с точки зрения финансирования переживает не самые плохие времена. Как ситуация будет развиваться дальше — сказать сложно.
В настоящий момент все расходные статьи, обязательные к финансированию, сохранены. Это зарплата, коммунальные расходы, налоги. В ведении департамента образования находятся более 700 зданий, это огромный имущественный комплекс, который необходимо содержать.
«Каждая школа на 1 тыс. мест стоит более 1 млрд руб.»
DK.RU неоднократно писал, что в Екатеринбурге с увеличением объемов вводимого жилья растет потребность в новых школах. К этому есть и демографические предпосылки. Как ранее рассказывал глава аналитического центра Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков, максимальное число рождений в Екатеринбурге было зафиксировано в 2015 г. — то есть, сейчас в 2021-2022 г. эти дети идут в первые классы, а через несколько лет перейдут в среднюю школу.
Какой процент школьников города сейчас учится во вторую смену?
— Вторая смена по-прежнему есть в большинстве школ. Во вторую смену учится 32,9% детей. В основном начальные классы. Третьей смены нет нигде. В начальных классах у нас сейчас половина всех учащихся в школах. Всего в Екатеринбурге 180 тыс. школьников, из них в начальной школе — 90 тыс. Это результат мер поддержки рождаемости, которые появились в нашей стране 7-10 лет назад.
В кабинетах, отведенных под начальную школу, мы физически не можем разместить детей этого возраста так, чтобы они учились в одну смену. В среднем и старшем звене стараемся снижать количество обучающихся во вторую смену. Ученики 5 и 9-11 классов учатся в первую смену. Через несколько лет, возможно, ситуация изменится. Демография меняется циклично.
Успевает ли строительство школ за демографическими тенденциями?
— Во всех районах города ситуация разная. Но то, что мы строим новые школы и каждый год сдаем по несколько новых зданий, — это очень большой прогресс. Каждая новая школа на 1 тыс. мест сейчас стоит более 1 млрд руб. Это существенная сумма для бюджета.
Например, в прошлом году мы сдали второе здание гимназии №35 в Пионерском поселке, здание лицея №173 в центре города, школу №167 по улице Фрезеровщиков. Это большие здания на 600 мест.
В этом году мы сдали две больших школы — в 10 квартале Академического района на 1,1 тыс. мест и на улице Верхнеуфалейской, ближе к Широкой речке. Это большой центр образования с детским садом и бассейном. В этом году началась реконструкция школы №40. Началось строительство школы №41 (она возводится в рамках концессионного соглашения) и школы на улице Советской в Пионерском микрорайоне.
В планах у нас как минимум еще один крупный объект — строительство школы на улице Рощинской на 1,5 тыс мест. Ее очень ждет весь Уктус-Левобережный.
Еще одна тема, которая тревожит родителей — школьное питание. В прошлом году Свердловская область даже попала в антирейтинг Российского движения школьников как один из десяти регионов, где в школьных столовых плохо кормят. Как в Екатеринбурге решается эта проблема?
— Жалобы на питание были всегда. У нас очень активная родительская общественность. На самом деле мы благодарны им за активную позицию, потому что без родительского контроля всем нам было бы сложно. Но, на мой взгляд, ситуация с детским питанием за последние 10-15 лет все-таки улучшилась. В школах стали кормить вкуснее.
Очень значимо, что еще до внедрения решений на федеральном уровне мы кормили учеников с 1 по 4 класс бесплатно. С 5 по 11 класс мы бесплатно кормим детей льготных категорий. Все это финансируется за счет средств регионального бюджета.
То, что не все дети любят кашу или омлет— мы все знаем. Однако каши в школе очень вкусные. Да и не только каши! Дети не всегда имеют сформированные привычки полезного питания, и над этим нужно работать всем вместе. Поэтому у нас ведется просветительская работа по формированию привычек полезного питания.
На жалобы по поводу питания в школах мы, конечно, реагируем. Отрабатываем их с поставщиками питания, руководителями образовательных организаций. В каждой школе у нас создана комиссия по питанию, куда обязательно входят представители родительской общественности, медицинский работник. Мы тесно сотрудничаем с Роспотребнадзором.
Питание в школах отдано на аутсортинг?
— Да, со школами по контрактам работают поставщики. Сейчас это 14 предприятий, в том числе два муниципальных. В штатах школ у нас сотрудников пищеблоков нет.
Это открытый рынок с жесткой конкуренцией. Поэтому они достаточно быстро отрабатывают заявки. Раз в полгода мы пересматриваем стоимость питания в школах — пересчитываем с поправкой на коэффициент инфляции. Компании со своей стороны должны обеспечивать определенное качество продукции — отсутствие просрочки, контрафакта и так далее.