Легко ли вести продуктовый бизнес в закрытом городе? Рассказывает владелец «Фасоль»
Бизнес, связанный с продуктами питания, будь то кафе, ресторан или магазин у дома — дело непростое, особенно с учетом конкуренции и меняющихся условий рынка.
Владелец пяти магазинов «Фасоль» Галина Родионова рассказала о своей работе, особенностях жизни закрытого города и о том, что интересует клиентов.
— Как давно вы в бизнесе? Почему решили работать именно в торговле?
— Я закончила сначала училище, потом техникум по специальности товаровед, а позже, уже в зрелом возрасте, Московский Педагогический Государственный Университет, факультет менеджмента и управления персоналом. Можно сказать, что всегда была связана с торговлей. Первый магазин, который мы открыли, работал круглосуточно, что было очень востребовано. Сейчас у нас уже семь магазинов, пять из которых работают по франшизе «Фасоль», к которой мы присоединились в 2018 году.
— Ваши магазины есть закрытом городе Снежинск Челябинской области, расскажите, вести бизнес в таком городе проще или сложнее?
— Во-первых, это маленький город, а магазинов в три раза больше норматива, поэтому люди, прежде чем что-то купить, могут сравнить цены и после сделать выбор, куда пойти. Во-вторых, нет туристов или проезжающих мимо людей, кто мог бы зайти в магазин случайно. Эти факторы, конечно, усложняют работу. С другой стороны, мы знаем своих покупателей: во сколько они будут заходить в магазин после работы, когда у них зарплата и когда дни больших закупок. Таким образом я могу прогнозировать спрос, размер закупок. Чтобы быть успешным в закрытом городе, нужно использовать все знания о клиентах в свою пользу: добавлять в ассортимент товары, которые хотят видеть на полке покупатели, улучшать выкладку, предлагать акции и скидки.
— Расскажите, как вы оцениваете конкуренцию на рынке? Сейчас очень много сетевых магазинов.
— Да, последнее время вокруг появилось очень много сетевых магазинов. Мы смотрим на их цены, стараемся адаптировать наше предложение. Сейчас распространена доставка, а у нас она появилась еще в далеком 2005 году, в городе все знают наш телефон, можно оформить заявку по телефону, а мы привезем продукты прямо домой.
— Как вы считаете, есть ли будущее у магазинов у дома как отдельного формата?
— Формат «магазин у дома» имеет ряд преимуществ перед магазинами большего формата, это шаговая доступность, индивидуальная работа с постоянными покупателями, гибкость и т.п. Формат, безусловно, имеет хорошие перспективы, но только в составе какой-то сети. И чем крупнее сеть, тем большую поддержку можно получить в сложное время, тем увереннее такой магазин будет себя чувствовать на меняющемся рынке. Поэтому для себя мы выбрали франшизу «Фасоль» от компании METRO.
— В чем секрет вашего успеха, какие планы на будущее?
— В планах перевести еще один магазин во франшизу «Фасоль», кроме того, у нас есть кулинария. Мы готовим салаты, супы, горячее, печем свежий хлеб и все это продается в нашей кулинарии и в магазинах «Фасоль». У нас можно оформить предзаказ, именно это выгодно отличает нас от других магазинов.
— Почему вы решили переделать свои магазины под формат «Фасоль»?
— Нужно конкурировать с узнаваемыми сетями, METRO — это большой бренд, который вызывает доверие. У «Фасоли» свой узнаваемый брендинг. Ну и, конечно, это постоянная помощь. То, что мы бы не сделали, на что у меня нет ни времени, ни ресурсов, сделают коллеги из офиса. Например, рекламные макеты, объявления — я всегда знаю, что они будут вовремя. И очень хорошо бы еще запустить рекламу по федеральным каналам.