Подписаться
Курс ЦБ на 14.09
90,93
100,79

Больше никаких стикеров на столе: как цифровизация изменила ритейл

Больше никаких стикеров на столе: как цифровизация изменила ритейл
Иллюстрация: https://unsplash.com/

Ручная обработка данных, которая ранее была тормозом в отношениях ритейла и поставщиков, уходит в прошлое. Крупные сети начали переходить на ЭДО и другие цифровые продукты.

Ритейл является одним из лидеров в сфере цифровизации. Необходимость обработки больших массивов данных привела к тому, что многие крупные сети отдали предпочтение электронному документообороту (ЭДО) и электронному обмену данными (EDI).

По данным IT-разработчика Контур, ежегодный прирост количества передаваемых через ЭДО сообщений в сегменте FMCG составляет 20%. 67,9% от общего количества сообщений приходится на EDI и 32,1% — на прочий документооборот с контрагентами.

Больше никаких стикеров на столе: как цифровизация изменила ритейл 1

Больше никаких стикеров на столе: как цифровизация изменила ритейл 2— Двигателями прогресса и популяризаторами цифровизации в отрасли являются и крупные ритейлеры, и государство, которое, к примеру, делает обязательной маркировку товара. Сейчас практически все поставщики федеральных торговых сетей работают по ЭДО. А вот региональные сети различаются по степени проникновения в них цифровых продуктов:  Екатеринбург и Свердловская область находятся близко к федеральным значениям, среди менее автоматизированных регионов с большим потенциалом, назову Восточную Сибирь и Дальний Восток, — говорит Ксения Белякова, руководитель проекта Контур.EDI.

Примечательно, что если несколько лет назад автоматизация затрагивала крупный бизнес, то сейчас за акулами рынка подтягиваются средние и мелкие предприятия. Так, по итогам 2022 г. доля МСБ в клиентской базе Контура составила 84%.

Мы переживаем качественный переход от стадии, когда электронный документооборот был уделом первых последователей и энтузиастов. Сейчас это становится нормой жизни. Торговые сети начинают вовлекать в процесс электронного документооборота не только товарных поставщиков, но и других контрагентов: арендаторов площадей, клининг, сервисы доставки и пр., — продолжает Ксения Белякова.

Небольшие ритейлеры осознали: ведение дел с помощью ЭДО, во-первых, сильно экономит бюджет компании на бумаге, работе принтера и курьерах. Во-вторых, электронный документооборот позволяет владельцу бизнеса быть, что называется, в работе вне зависимости от его местонахождения.

У нас есть клиент из сегмента МСБ. Он нам рассказывал, что использует Контур.Диадок (сервис электронного документооборота), потому что у него нет офиса. Сегодня он сидит в одном коворкинге, завтра — в другом. А послезавтра едет в отпуск. Он просто не может носить за собой кипу договоров и других документов с места на место. ЭДО позволяет ему всегда быть на связи и подписывать документы. Другими словами, ЭДО — отличный вариант экономить, в том числе и на содержание площадей для хранения архивов, — говорит спикер.

Сплошные плюсы

Ритейлеры ощущают максимальный эффект от внедрения ЭДО и других цифровых сервисов в том, случае, если превалирующая часть документооборота внутри компании ведется в электронном виде, подчеркивает Ксения Белякова.

Итак, какие очевидные плюсы получает компания, внедряющая ЭДО.

  • Первый и главный пункт, о котором было вскользь упомянуто выше — сокращение стоимости издержек.

Да, внедрение автоматизации требует от компаний определенных финансовых вливаний (стоимость программного обеспечения, ресурсы, связанные с изменениями процесса внутри компании и пр.), но эти затраты окупаются очень быстро.

Предположим, компания отправляет около 100 документов в день. Казалось бы, всего полпачки бумаги. Но, как правило, документ содержит несколько страниц, значит, смело можно умножать это число на два или три и добавлять стоимость печати. Самая затратная часть связана с доставкой документов, она обойдется в 20–30 рублей, не говоря уже про временные затраты и возможность утери или порчи документов, а это около 40 тысяч в месяц. Кроме того, есть затраты на хранение. Полпачки бумаги в день превращаются за месяц в несколько коробок, которые придется хранить несколько лет, чтобы при налоговой проверке поднять документы из архива. 

  • Второе: ЭДО позволяет ускорить обработку заказа и уменьшить количество ошибок, а значит, и сократить риск потенциальных претензий от сетей.

Поставщики за счет электронного обмена документами уменьшают кассовый разрыв, что актуально для малого бизнеса, так как оборотные средства ограничены, а на производство и закупку нового товара нужны деньги.

  • Третье: вероятность расхождений сводится «на нет».

Есть, например, универсальный передаточный документ в электронном виде — первичный документ. А есть акт сверки, который по результатам периода — квартала, месяца или года — систематизирует отгрузки и оплаты по этим отгрузкам. Если транзакции проходили в электронном документообороте, то компании гораздо проще сопоставить данные по этим документам в электронном виде, чем на бумаге.

  • Четвертое: комплексность.

Разные информационные системы, которыми пользуются компании, обычно связаны между собой. При работе с одной системой нужно предоставлять ей данные из другой системы, поэтому удобно, когда интеграцию продуктов проводит один и тот же оператор. Тогда IT-продукты будут изначально связаны. Также комплексный подход к автоматизации позволяет снизить затраты на внедрение и сократить риски.

  • Пятое: работа с ЭДО и EDI предоставляет конкурентные преимущества для поставщиков торговых сетей.

Поставщик, который знает, что такое EDI и готов с ним работать, гораздо более интересен и перспективен для торговых сетей в плане сотрудничества и взаимодействия. Когда крупная компания видит, что контрагент использует EDI, это свидетельствует о том, что они разговаривают на одном языке.

Сервисы, облегчающие жизнь

Среди разработок Контура есть продукты, предназначенные для внедрения в торговых сетях. В первую очередь, это Контур.EDI. Этот сервис позволяет автоматизировать процесс взаимодействия ритейлера и поставщика в части заказа. Раньше торговые точки формировали заказ поставщику по электронной почте (а еще раньше — по факсу). Поставщик этот заказ принимал и забивал руками в свою учетную систему все необходимые категории товаров. Тут и случались недопонимания и ошибки. Заказчик, к примеру, мог не указать жирность необходимого ему молока, и ему отгружали другой товар, который в данном магазине не пользуется спросом.

В Контур.EDI совершить такую ошибку просто невозможно: сервис синхронизирует понятийный аппарат двух сторон, даже если в торговой точке конкретная позиция имеет одно название, а у поставщика — другое. 

Второе важное преимущество Контур.EDI — скорость обработки. Все заказы попадают в одно и то же окно: либо веб-интерфейс, либо в учётную систему. Пропадает необходимость контролировать одновременно и заказы, сделанные по телефону, и какие-то свои записи, надиктованные торговым представителем. Количество людей, которые задействованы в работе с заказами, значительно сокращается. Более того, Контур.EDI позволяет контролировать каждый этап поставки, — продолжает Ксения Белякова.

Еще один полезный для ритейла продукт Контура — сверка взаиморасчетов, которая позволяет автоматически сопоставлять данные и получать готовые акты сверки и протоколы расхождений за несколько минут. Раньше многие компании делали эту работу вручную и допускали ошибки при сверке. Сервис Взаиморасчёты минимизирует ошибки и запускает сопоставление данных по необходимым параметрам: дата, номер, сумма и т.д.

Еще несколько сервисов IT-разработчика предназначены для исполнения гостребований. Речь идет о продуктах  Контур.Маркировка и Контур.Меркурий. Первый позволяет автоматизировать работу на всей цепочке бизнес-процессов с товарными единицами, подлежащими обязательной маркировке. Второй — ускоряет обработку ветеринарных сопроводительных документов и сокращает количество ошибок.

В случае с маркировкой и «Меркурием» наша компания выступает в роли интегратора и помогает облегчить взаимодействие бизнеса и государства. Можно ли работать в этих системах без нас? Можно. Удобнее ли делать это с Контуром? Однозначно, потому что все сервисы находятся в одном окне, а, значит, при возникновении каких-то проблем, можно позвонить в нашу круглосуточную техподдержку, — отмечает Ксения Белякова.

Устами бизнеса

Представители торговых площадок и сами говорят об очевидных профитах после внедрения автоматизации. Так, к примеру, компания «Полька», которая занимается реализацией готовой продукции различных пищевых компаний: вторых блюд, выпечки, супов, сэндвичей, решила выходить со своей продукцией на торговые сети.

Естественно, реализация готовой продукции сопряжена с оформлением некоторого количества документов, а торговые сети, как правило, устанавливают условие поставщикам — обмениваться документами в электронном формате. Чтобы внедрить электронный документооборот, компания обратилась к Контуру. В результате подключили модуль для 1С Контур.EDI.

Мы волновались за процесс внедрения, так как в штате нет своего IT-специалиста, но все прошло быстро и легко. Модуль в 1С:Бухгалтерия 8.3 интегрировали при помощи специалистов Контура. Настройки оказались гибкими и не потребовали дополнительных вмешательств в систему. В день компания отправляет около 100 документов через EDI. При сравнительно небольшом объеме документооборота мы видим преимущества. Главным образом, это скорость обработки заказов и удобство корректировок. Так как мы поставляем мелкоштучную продукцию, при приемке товара часто случаются вычерки. Благодаря ЭДО можно быстро корректировать документы онлайн, вместо того, чтобы переделывать и заново отправлять в сеть исправленные счета-фактуры на бумаге. Это экономит время сотрудников. Также за счет того, что данные из 1С автоматически переносятся в EDI-сообщения, исключены ошибки и штрафы от заказчиков, — рассказывает представитель компании «Полька».

Мы понимаем, что ЭДО и автоматизация процессов — это тренды современного мира, и чтобы не отставать от рынка и развивать бизнес, нужно им следовать. Внедрение электронного документооборота в реальности оказалось проще и быстрее, чем мы представляли изначально. Нам не потребовалось привлекать дополнительные ресурсы, специалисты Контур.EDI сами все настроили и показали, как работать в модуле. Сейчас бухгалтер за несколько кликов обрабатывает заказы от торговых сетей, делает корректировки, формирует и отправляет закрывающие документы — все просто и понятно, — резюмирует спикер.

Реклама. АО "ПФ "СКБ КОНТУР "
Самое читаемое
  • Медиана зарплат достигает 139 тыс. руб. Кому работодатели готовы платить больше всего?Медиана зарплат достигает 139 тыс. руб. Кому работодатели готовы платить больше всего?
  • Важный сигнал. Банк России поднял ключевую ставку до 19% годовыхВажный сигнал. Банк России поднял ключевую ставку до 19% годовых
  • Урожайность превышает ожидания: озвучены первые итоги уборочной кампании на УралеУрожайность превышает ожидания: озвучены первые итоги уборочной кампании на Урале
  • Бракоразводный процесс Бакальчуков стартовал. Мужу предъявлены претензии на 27 млрд руб.Бракоразводный процесс Бакальчуков стартовал. Мужу предъявлены претензии на 27 млрд руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.