«Нас грабят. Цинично и открыто, по-бандитски». У Алексея Иванова украли «Сердце Пармы»
Несколько уральских бизнесменов начали использовать название романа в коммерческих целях. Одна компания даже зарегистрировала соответствующий товарный знак. Продюсер писателя хочет обратиться в суд.
О том, что предприниматели, нарушая закон, используют название романа Алексея Иванова и даже регистрируют товарные знаки «Сердце пармы», сообщила продюсер писателя Юлия Зайцева в посте в «ВКонтакте».
Она отмечает, что компания «Сереброника» запустила коллекцию ювелирных изделий под названием «Сердце Пармы» и «присвоила каждому украшению имена ивановских героев».
[«Сереброника»] провела презентацию в Москве, разместила свои украшения на крупных маркет-плейсах и в сети своих магазинов. По-тихому, без обращения к автору.
Более того, ее владельцам удалось зарегистрировать товарный знак «Сердце пармы».
Алкогольная компания «Амбер Пермалко» тоже подала заявку на регистрацию товарного знака «Сердце пармы» для выпуска алкогольной продукции.
Официальный дилер Toyota Verra запустил систему коммерческих туристических маршрутов «Сердце пармы» и «Чердынь — княгиня гор» (первое название ивановского романа) и повезла по ним туристов. Даже я в свою личную почту получила пару приглашений купить туры, — отмечает Юлия Зайцева.
Продюсер подчеркивает: авторы известных произведений не должны регистрировать их как товарный знак, чтобы оградить себя от посягательств. Регистрационная палата проверяет эти случаи при регистрации и отказывает. Но в случае с «Сереброникой» это не сработало.
Караул, друзья, нас грабят. В 2023 году, цинично и открыто, по-бандитски, — резюмирует она.
Юлия Зайцева хочет добиться максимальных штрафов и огласки, «чтобы внушить крупному бизнесу, что интеллектуальная собственность требует защиты и уважения».
DK.RU попросил ведущего юриста INTELLECT Анастасию Герман прокомментировать эту ситуацию:
— Претензии правообладателя книги видятся вполне обоснованными. П. 7 ст. 1259 ГК РФ позволяет защищать как название произведения, так и его персонажей как объекты авторских прав при условии, что они являются самостоятельными результатами творческого труда и несут в себе оригинальный, нетривиальный характер. Однако, чтобы иск о защите исключительных прав на такие объекты был удовлетворен, автору необходимо доказать эту оригинальность и уникальность.
Как показывает практика, сделать это зачастую непросто, а отсутствие необходимых доказательств влечет отказ в иске. При этом суммы, которые запрашиваются в качестве компенсации за нарушение, всегда разнятся, а потому денежную оценку требованиям дать сложно.
Еще одним вариантом действий со стороны правообладателя выступает подача возражения в Палату по патентным спорам с целью прекращения правовой охраны товарного знака «Сердце Пармы». Такая возможность ему предоставлена ст. 1512 ГК РФ и сможет быть реализована после регистрации спорного обозначения. Здесь нужно помнить, что зачастую Роспатент выходит за рамки своих полномочий и уже на стадии экспертизы указывает на невозможность предоставления правовой охраны товарному знаку, поскольку тот представляет собой название известного произведения или персонажа, согласие на регистрацию которого заявитель не получил (п. 9 ст.1483 ГК РФ).
И хотя такие действия государственного органа впоследствии признаются Судом по интеллектуальным правам неправомерными, они не лишают автора возможности сообщить Роспатенту об отсутствии какого-либо согласия на регистрацию товарного знака, а также в административном порядке оспорить предоставление правовой охраны. Последнее очень часто заканчивается успехом.
Читайте также на DK.RU:
Чердынь: древняя столица княжества и родина пермского звериного стиля
Алексей Иванов: «Вместо идеологии у нас сплошная конспирология»