Хватит запрещать гаджеты, лучше придумайте новые измерители знаний
Почему современной школе стоит выйти в город, а учителям и родителям пора прекратить бояться смартфонов и ноутбуков 24/7 и разрешить пользоваться ими даже во время проверки знаний. Мнение.
В школах с триместровой системой образования (пять учебных недель и неделя каникул) уже со следующего понедельника начнутся каникулы. Школьникам, обучающимся по классическим для российского образования четвертям, до заслуженного отдыха еще три недели. Первые собрания в школах уже прошли, родители и дети успели войти в ритм, попереживать из-за ряда вопросов и порадоваться первым успехам.
Ранее DK.RU писал о том, как подготовить ребенка к 1 сентября, чтобы День знаний и последующие за ним будни не стали источником постоянного стресса для детей и родителей. А что происходит в стенах образовательных учреждений, с какими вызовами сталкивается современная школа и на что ее учителям и руководителям обращать внимание прежде всего? О том, как работает обязательное детское образование сегодня, рассказал Илья Новокрещенов, возглавлявший школу «Покровский квартал» в Москве, ставшую участником проекта «Распределенный лицей НИУ ВШЭ».
Школа должна все время меняться, чтобы детям хотелось в нее ходить
Если школу не поменять, она исчезнет как институт, дети перестанут ходить в нее. В лучшем случае она останется камерой хранения для подростков, чтобы они не натворили чего-либо на улице.
Есть популярная методика преподавания от основоположника педагогики Яна Коменского — технология «говорящей головы». Когда выходит говорящая голова, которая много знает и рассказывает об этом детям. А идеальный ребенок — ребенок-диктофон, который все записал и позже воспроизвел. Такая воспроизводящая педагогика уже никому не нужна.
В современной школе важно, чтобы учитель помогал организовать занятия ребенка и чтобы эти занятия были разнообразными. Дети же не только слушают, они пишут, читают, общаются и спорят друг с другом, делают какие-то проекты. В течение урока активность ребенка должна постоянно меняться.
Школа должна готовить детей к жизни
Школа не должна учить или воспитывать, она должна помогать. Это вызов, с которым пока школа справляется не очень. Для преподавателя, который привык считать себя неоспоримым источником проверенных знаний, поменять свои представления о роли в мире и школе — задача трудная.
Но школа все же должна оставаться навигатором для ребенка, ведь если он самостоятельно попадает, например, в интернет, быстро может там заблудиться. Он пока не умеет работать с информацией и не знает, какой тезис можно считать верным, как он должен быть подтвержден примерами и тезисами. Школа должна в этом помогать.
Кроме того, школа может стать интегратором возможностей ребенка, которые есть в их городе. Город сам может восприниматься как большая школа: в нем есть театры, музеи, памятники и много всего интересного. Школа может помочь ребенку узнать много нового, получить то образование, которое он может и хочет получить.
Школьную программу нужно немного «расчистить»
Знания и информация — вещи разные. В школьной программе много информации, которая никогда не превратится в знания. Нет смысла рассказывать ребенку о чем-то, если затем неважно, усвоил ли он хоть часть услышанного. Попытки уйти от этой перегруженности есть. Например, в школах делают инженерные, медицинские классы. Они про то, что ребенок в средней школе должен понять, что ему близко и интересно, после чего в старшей школе, в 10–11 классах, серьезно погружаться именно в выбранный предмет.
Детей стоит научить учиться самостоятельно
Современных детей ждет мир неопределенности. Мы понимаем, к чему готовила советская школа, тогда вся жизнь человека до пенсии была расписана. Что будет с сегодняшними выпускниками школ — совершенно непонятно. Топ-10 профессий обновляется каждые 2–3 года, причем весьма серьезно, так что когда нынешний первокурсник закончит вуз, потребности на рынке труда могут быть уже совсем иными. У нас нет права ставить ребенка в ситуацию, когда он закончил школу или вуз и считает, что полученное образование позволит ему двигаться вперед и жить всю оставшуюся жизнь.
Ребенок должен быть готов продолжать образование, поэтому ключевая задача школы — помочь ребенку своими силами осваивать и присваивать знания. Иначе на рынке труда его ждет большое разочарование.
>>> Читайте также: Как изменится рынок труда в конце 2023 г. — Алена Владимирская
Школе пора принять, что гаджеты — новый способ познания мира
Большая часть родителей современных школьников изучали мир через книги. Современные дети изучают окружающее через интернет. И это совсем иной способ познания, причем для ребенка он куда естественнее, чем чтение книг. Мы с ужасом бьем тревогу: «Дети так мало читают!». Но читают они не мало. Читают они много, просто текст находится не там, где привыкли видеть его взрослые. Гаджеты в школах пора окончательно легализовать, игнорировать их, понимая, что ребенок пользуется ими ежедневно, — глупо.
Измерители знаний, которые не боялись бы использования смартфона на экзамене, пока не придуманы, но это еще один вызов для взрослых.
Материал подготовлен на освное интервью для программы «Радиошкола», проекта «ГоворитМосква»
Ранее на DK.RU:
«Научить петь можно любого». Как развивать талант ребенка, не перегибая палку
«Муж согласился в этом участвовать, когда понял, что танк поехал и не разбирает дороги»