Подписаться
Курс ЦБ на 22.11
100,67
106,07

Нас заказали в интернете. Как уральская компания теряет клиентов из-за фейковых отзывов

Нас заказали в интернете. Как уральская компания теряет клиентов из-за фейковых отзывов
Иллюстрация: компания HVALA

«Мы осваивали рынок и шли вперед, а потом продажи резко упали. Думали, проблема в СВО и спаде экономики, оказалось — в сети появилось море жутких фейковых отзывов».

Евгений Мельников, один из основателей сервиса HVALA (многофункциональный Wi-Fi для бизнеса) рассказал о проблеме, с которой неожиданно столкнулась компания. Убытки от деятельности неведомых недоброжелателей оказались очень существенны.

>>> Ранее DK.RU подробно писал о проекте HVALA — он представлен во многих городах России, а также на рынках соседних стран. 

— Мы запустили проект в 2015 г., развиваться он сразу стал отлично. Освоили рынок Екатеринбурга и в 2018 г. задумались над расширением географии. Встал вопрос: открывать офисы в других городах и набирать сотрудников или продавать франшизы. Выбрали второй вариант. Буквально за полгода хорошо прокачали и это направление, начали получать заметно большую прибыль, планы были очень смелые.

Пандемия и последовавший за ней карантин, конечно, многое поменяли, ведь нашими услугами пользуются в основном в заведениях общепита и отелях — местах, которые закрылись в COVID в первую очередь.

150 дней все было закрыто, все эти дни мы не получали никакой прибыли, вернули деньги по рекламным контрактам и просто не знали, что делать. После двукратного роста в 2019 г. это было, конечно, неожиданно. Продажу франшиз тогда приостановили, работу сервиса поддерживали, платили сотрудникам, которые, по сути, были в отпуске с неясными сроками.

С окончанием пандемии рынок оживился, клиентов снова стало достаточно. Но через некоторое время мы заметили, что наши усилия — работа с клиентами, реклама — дают не такой хороший эффект, каким он должен быть. Например, до пандемии у нас в среднем было две сделки по продаже франшиз в месяц, а в 2023-м мы увидели, что продается всего одна франшиза в полгода.

Полагали, что дело в экономической ситуации в стране. Но оказалось, все совсем не так. Оказалось, против нашей компании в интернете идет настоящая травля.

О происходящем мы узнали случайно: рассказал один из клиентов. Он спросил, в курсе ли мы, что о компании в сети очень много жутких отзывов. По запросу «HVALA отзывы» мы нашли огромное количество комментариев от неизвестных, якобы сотрудничавших с нами. Естественно, максимально негативных. Все они опубликованы на каких-то фейковых сайтах, сделанных на коленке. Явно заказные, изготовлены словно под копирку и все ведут на один IP-адрес.

Нас заказали в интернете. Как уральская компания теряет клиентов из-за фейковых отзывов 1

Фото: пример сайтов, которые поисковик выдает по запросу «HVALA отзывы»

Мы были в шоке. Проверить то, что пишут о нас в интернете, просто не приходило нам в голову, мы же работаем в сервисе B2B, для нас мониторинг отзывов — не первоочередная задача.

А размещена там просто какая-то чушь, например, неизвестные «пользователи» пишут про обманутых вкладчиков. Каких вкладчиков? Мы же не банк, не финансовая организация. Но нам-то это понятно, а потенциальные клиенты всегда проверяют компанию в интернете, и даже одного негативного отзыва достаточно, чтобы человек решил не тратить деньги на работу с ней.

Позже было несколько случаев, когда звонили уже действующие клиенты, которые хотели подключить новый объект, и уточняли, все ли с нами в порядке. «А что с нами могло случиться?» — «Не знаем, в интернете что-то про вас всякое…». То есть мы явно недополучаем прибыль и, судя по всему, в немалом количестве. Люди видят отзывы и начинают сомневаться. Разбираться в том, что это за сайт и стоит ли ему доверять, будет далеко не каждый.

УБРиР

В итоге мы оказались в очень странном положении. Выходит, что годы работы просто смазаны кем-то неизвестным, какими-то странными заказными отзывами от несуществующих клиентов.

Мы же не какая-то большая компания, непонятно, кому могло такое понадобиться. Видимо, кто-то просто решил, что не справляется с работой на рынке стандартными методами — улучшением сервиса, работой с клиентами, и решил поступить вот так.

Проблема в том, что бороться с этими отзывами и сайтами в правоохранительном поле практически бесполезно. Допустим, потратив много времени, сил и средств по решению суда мы заблокируем один такой сайт. Уже через день на его месте появится десять новых. С того момента, как мы обнаружили проблему, а это было в конце лета, их уже стало в несколько раз больше.

Спустя несколько дней после рассказа о проблеме Евгений продолжил историю:

— Мы нашли хотя бы какие-то контакты на этих сайтах, адреса электронных почт. И нам даже ответили, предложили продолжить общение по электронной почте или в Телеграме. В переписке там рассказали, что сделать, чтобы отзывы пропали. Заплатить. Суммы разные на разных сайтах, от 40 000 руб. до $1500.

 

Нас заказали в интернете. Как уральская компания теряет клиентов из-за фейковых отзывов 2

Нас заказали в интернете. Как уральская компания теряет клиентов из-за фейковых отзывов 3

Нас заказали в интернете. Как уральская компания теряет клиентов из-за фейковых отзывов 4

Нас заказали в интернете. Как уральская компания теряет клиентов из-за фейковых отзывов 5

Фото: скриншоты переписки с предполагаемыми админами сайтов с сомнительными отзывами

Проведя небольшой анализ, мы сделали вывод, что большинство сайтов принадлежит одной преступной группе, так как явно выявили два пула IP-адресов. Никакой юридической информации нет ни об одном этом сайте. Конечно, будем обращаться в полицию. Но то, с какой легкостью сегодня можно опорочить любую компанию, которая честно работает на рынке и развивается — просто шокировало.

Читайте также: «Соискатели, начитавшись интернета, отказывались даже приходить к нам на собеседования»

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.