Подписаться
Курс ЦБ на 20.02
90,42
94,08

Как поколение зумеров меняет рынок труда — Наталья Везломцева

Наталья Везломцева
Наталья Везломцева. Иллюстрация: hh.ru

Эффективны на короткой дистанции, предпочитают свободу деньгам, плохо сходятся с бэби-бумерами. Кто такие зумеры, чем они могут быть полезны бизнесу и как их привлечь в компанию — на DK.RU.

Согласно результатам исследования компании «Яков и Партнеры» (бывшая консалтинговая фирма McKinsey), к 2030 г. дефицит рабочих кадров в России составит от 2 до 4 млн человек. В стране будет не хватать от 1,1 до 2,2 млн специалистов средней квалификации и от 0,7 до 1,4 млн — высшей квалификации. «Очередей из дешевых кадров в ответ на любое объявление о работе уже не будет», — отмечают его авторы.

Впрочем, уже сегодня об отсутствии рабочих рук говорят представители большинства секторов экономики: от образовательных учреждений до заводов. При этом все более весомую роль на рынке труда начинает играть поколение Z.

Карьерный эксперт hh.ru Наталья Везломцева рассказала, что отличает его от бэби-бумеров, иксов и игреков, и чем работодатели могут привлечь зумеров.

— В настоящий момент тренды рынка труда формируют четыре поколения: бэби-бумеры, поколение Х, поколение Y (миллениалы) и поколение Z (зумеры). Каждое из них обладает своими особенностями.

Поколение бэби-бумеров (1944–1967)

Это поколение, родившееся после Великой Отечественной войны. На него влияли идеалы СССР. Оно обладает неиссякаемым оптимизмом, крепким здоровьем, трудоспособностью. Оно верило в светлое будущее и было готово работать ради него по 60 часов в неделю, порой без отгулов и отпусков.  

Для бэби-бумеров характерен упорный труд. При этом им важно признание их результатов со стороны коллектива и руководства (грамоты, поощрения).

Поколение Х (1967–1984)

Это поколение называют поколением MTV. Период его становления совпал с Перестройкой, распадом СССР, 90-ми и в то же время с началом технологических трансформации, в частности с распространением компьютеров. Представители поколения Х изначально были не склонны верить в некое общее светлое будущее. Они работали на себя, делали карьеру, зачастую годами оставаясь на одном месте. Типичная карьерная история представителя поколения Х — вырасти в рамках компании от менеджера по продажам до коммерческого директора.

Поколение Y или миллениалы (1984–2000)

Самое сложно воспринимаемое поколение. Оно застало все возможные перемены в мире и на рынке труда. Например, за период их обучения в школе произошел переход от кнопочных телефонов до продвинутых айфонов. Это наложило на них свой отпечаток.

Они часто откладывают взрослую жизнь «чуть на потом», продлевая молодость. Не склонны рано заводить семью: делают это после 30 лет, выстроив карьеру, в полной мере ощутив почву под ногами. Они любят путешествовать и ценят свободу. В частности это проявляется при выборе формата и графика работы. Они адаптивны и психологически устойчивы.

Поколение Z или зумеры (2000–2015)

Это поколение технологического бума, киберспорта, виртуальной реальности, дополненной реальности. Они выросли в цифровом мире, что делает их более приспособленными к использованию технологий в повседневной жизни и работе. Зумеры — эксперты в использовании технологий. Они легко адаптируются, когда их просят изучить какие-то программы, склонны к применению инноваций.

Зумеры ценят гибкость и возможность работать удаленно, со свободным графиком, неполный день.

Если им предложат работать в офисе с 10.00 до 18.00 и получать высокую зарплату, они пожертвуют деньгами и выберут работу с частичной занятостью. То есть предпочтут свободу в действиях, в передвижении, в самореализации. Им нравится самозанятость, в перспективе они будут формировать малый и средний бизнес.

Это поколение работает на результат, часто на проектной основе, выбирая то, что им интересно. Многие зумеры заняты в социальных медиа (ВКонтакте, запрещенные соцсети, YouTube — там, где есть коммуникации).

Зумеры очень толерантны, потому что их формирование происходило в атмосфере изменений, на них повлияла европейская культура и ее ценности. Зумеры привержены принципам устойчивого развития и социальной справедливости. Их привлекают компании, в которых уважают окружающую среду, поддерживают равенство и инклюзивность. Это может означать, что работодателям придется пересматривать свои корпоративные ценности и стратегии в пользу более устойчивых и социально ответственных решений.

Зумеры склонны отказываться от высшего образования, поскольку оно требует большого количества времени, дает фундаментальные знания, но отстает от реальности.

Они видят смысл в обучении, включающем не только теорию, но и дающем практические навыки и опыт — то, что будет актуальным и полезным для карьеры. Они готовы инвестировать в образование и развитие на протяжении всей жизни. Им важно, чтобы работодатель давал возможность развиваться внутри компании, в том числе учиться.

Сложности поколения Z:

1. Зумерам сложно выстраивать коммуникацию с представителями других поколений. Например, с бэби-бумерами и иксами, поскольку приходится адаптироваться к их системности и темпу (более медленному).

2. Поспешность в принятии решений.

Зумеры улавливают тренды, при этом не склонны к планированию. Они стремятся делать все быстрее. Зумеры в целом эффективны на короткой дистанции, когда надо показать быстрый результат.

Тренды, которые поколение Z диктует работодателям:

  • Гибкий график работы

Возможность приходить, когда удобно, а также работать на результат.

  • Баланс между работой и личной жизнью
  • Экологичность (вспомните Гретту Тунберг)

Зумеры обращают внимание на все, что связано с экологией. Им нравятся компании, внедряющие то, что идет на пользу окружающей среде (сбор батареек, сортировка мусора и пр.).

  • Обучение и развитие

Для зумеров возможность обучаться, развиваться — одно из конкурентных преимуществ компании.

  • Вовлеченность в корпоративную культуру

Зумеры стремятся быть в контакте с людьми, выстраивать горизонтальные, а не вертикальные связи. При этом они со всеми общаются на равных. Поэтому во многих компаниях внедряют общие собрания, на которых любой сотрудник может задать вопрос высшему руководству.

  • Честность и прозрачность

Зумерам важно понимать, ради чего они выполняют ту или иную задачу, к чему она приведет.

  • Разнообразие

Зумеры могут параллельно осваивать несколько направлений деятельности, быть экспертами в нескольких областях.

  • Социальное равенство
  • Уважение и признание

В том числе для них важна фиксация промежуточных результатов.

В целом поколение зумеров подтолкнет работодателей к более гибкому выстраиванию всех процессов.

Часто возникает вопрос: кого лучше нанимать на работу? Что ж, у каждого поколения есть свои преимущества и недостатки. С точки зрения работодателя эффективнее всего работало поколение бэби-бумеров — они много трудились, думали о глобальном светлом будущем, были меньше сосредоточены на себе. Их приоритетом были общие, коллективные интересы. У поколений Z и Y схожие ценности, например, для них важна гибкость. Представители поколения Y сейчас обладают большим опытом, что важно для компаний. При этом поколение Z быстрее адаптируется и быстрее все схватывает.

Текст подготовлен на основе выступления Натальи Везломцевой на ReForum.

Читайте также на DK.RU:

Как сохранить до половины коллектива — Борис Кухлев

Как использовать нейросети в бизнесе — Светлана Дёмина

Обсудить

Самое читаемое
  • «Доллар будет дефицитом». Виталий Калугин — о курсе рубля на горизонте двух лет«Доллар будет дефицитом». Виталий Калугин — о курсе рубля на горизонте двух лет
  • «Светофор» подает в суд на другого ритейлера из-за недобросовестной конкуренции«Светофор» подает в суд на другого ритейлера из-за недобросовестной конкуренции
  • «Очень серьезный разговор по всем вопросам». Переговоры дипломатов РФ и США завершены«Очень серьезный разговор по всем вопросам». Переговоры дипломатов РФ и США завершены
  • «Продажи упали, караул, все пропало»? Михаил Хорьков подвел итоги рынка жилья за 2024 г.«Продажи упали, караул, все пропало»? Михаил Хорьков подвел итоги рынка жилья за 2024 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.