В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
В России продолжается обсуждение законопроекта о майнинге. Цель благая — сделать обращение криптовалют прозрачным. Эксперты считают, что вместо легализации участников крипторынка выдавливают за рубеж.
В конце апреля депутаты внесли в Госдуму новую версию законопроекта о майнинге. Закон должен зарегулировать криптовалютный рынок России — он до сих пор живет вне правового поля, и действующее законодательство о цифровых финансовых активах его не контролирует.
Напомним, депутаты предлагают с 1 сентября 2024 г. запретить организацию обращения криптовалюты в России, писал DK.RU. Исключение будет сделано для майнеров цифровых валют и тестовых проектов ЦБ в рамках экспериментального правового режима (ЭПР). Также будет запрещена реклама цифровых валют. Сейчас на территории России запрещено рассчитываться в криптовалютах, но их обращение разрешено.
Что касается собственно майнинга, то эта деятельность остается легальной, но добытая майнерами криптовалюта не может быть продана с использованием российской инфраструктуры. При этом майнингом могут заниматься как физлица, так и компании и ИП. Однако для этого юрлицам придется сначала зарегистрироваться в специальном реестре, а физлицам — следить за непревышением лимитов энергосбережения, если они не добывают цифровую валюту в составе майнинг-пулов.
Forbes добавляет, что все без исключения майнеры будут обязаны отчитываться перед Росфинмониторингом о полученной криптовалюте и подавать данные об адресах-идентификаторах своих кошельков. У уполномоченного правительством органа будет право запрашивать информацию о полученной криптовалюте у майнеров, их контрагентов и финансовых посредников, например банков. Также законопроект дает правительству право запрещать майнинг в отдельных регионах.
Как сообщил один из авторов законопроекта, глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, законопроект может быть принят в весеннюю сессию, а ключевые его положения вступят в силу уже в сентябре этого года.
Цель законопроекта — сделать криптовалютный рынок в России цивилизованным, допустив на него только добросовестных участников, тех, кто не вызывает вопросов у регулятора. Также важно, чтобы лакуны в законодательстве не позволяли впредь использовать криптовалюту на территории России для проведения сомнительных финансовых операций, оплаты наркотрафика, финансирования терроризма и так далее, — пояснил Forbes Анатолий Аксаков.
Опрошенные изданием участники криптоиндустрии восприняли законопроект критично, в первую очередь потому, что в тексте документа нет предложений, которые носили бы не запретительный, а стимулирующий отрасль характер.
«У бизнеса есть общее сомнение в необходимости такого законопроекта. Альтернативные предложения представителей индустрии поднимались в Госдуме на экспертном совете при рабочей группе по вопросу законодательного регулирования рынка криптовалют. Например, бизнес предлагал ввести соответствующие ОКВЭД, чтобы дать возможность криптокомпаниям и ИП легально регистрироваться и платить налоги, дать им право устанавливать профессиональные стандарты через саморегулирование. Однако к обсуждению новой версии законопроекта экспертный совет просто не пригласили», — говорит член совета и гендиректор ООО «Цифровые платежи» Андрей Михайлишин. По его словам, без ответа остались и предложения по введению ОКВЭД и СРО для криптоиндустрии.
Глава Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин соглашается: «При наличии регулирования де-юре, де-факто отрасль так и останется неподконтрольной. Столкнувшись с запретами без явных материальных бонусов от «обеления», игроки, скорее, будут пытаться избежать регистрации, подачи сведений о кошельках и в итоге — налогообложения».
В разговоре с Forbes Анатолий Аксаков допустил, что соответствующие ОКВЭД для майнеров и саморегулирование индустрии может появиться по мере накопления опыта работы в рамках нового законодательства. Остальные неточности могут быть сняты в процессе принятия законопроекта, уверен он.
Регулировать лимиты получения электроэнергии майнерами также сложно, говорит советник практики разрешения споров юридической фирмы «Томашевская и партнеры» Денис Крауялис. Пока суды чаще всего отказывают поставщикам энергии в подобных делах. Однако если майнеры будут включены в реестры, этот вопрос будет снят. Но встанет новый — насколько целесообразно вести бизнес в России, если тарифы на электроэнергию для майнеров будут повышены.
В итоге существование майнинга на территории страны оказывается под угрозой, считают эксперты. Впрочем, криптобиржи, брокеры и обменники и без того не работают в России легально, указывает юрист Digital & Analogue Partners Елизавета Лобутева.
Законопроект не позволяет легализовать их деятельность и стимулировать платить налоги в России: те, кто работал на отечественной информационной инфраструктуре, перейдут на сервера, облака и доменные зоны иных юрисдикций, получат там лицензии и останутся в серой зоне. Кроме того, компании могут релоцировать ключевых программистов и технических сотрудников за рубеж, защищая их и себя от возможных проблем, способствуя оттоку человеческого капитала. Словом, новый законопроект добавит темных красок в эту и без того серую зону бизнеса, — говорит Андрей Михайлишин.
Для физлиц в части совершения операций в новой версии законопроекта запретов нет — они по-прежнему могут продавать и покупать криптовалюту, выводить с ее помощью деньги за границу. Но им придется искать обходные пути, возможно, через страны ЕАЭС.
В России сейчас около 20 млн частных владельцев криптокошельков — это экономически активные, трудоспособные и финансово состоятельные граждане, напоминает Юрий Припачкин. «Вместо того чтобы сделать для них прозрачную легальную инфраструктуру для майнинга и проведения операций с криптовалютой в российском контуре, мы отправляем всех за рубеж, где ничего контролировать не можем», — предупреждает он.