В Екатеринбурге открылась выставка «Индустриальный пейзаж»
Галерея «Синара Арт» представила работы авторов резиденции «Летопись современного завода» и произведения живописи и графики из собрания Фонда поддержки и реализации культурных инициатив «Синара».
Как направление в искусстве индустриальный пейзаж возник во второй половине XIX – начале XX вв. вследствие технического прогресса и периода индустриальных революций. Развитие науки и техники оказало большое влияние и на художников, которые открыли новые художественные образы производственных достижений, урбанистические и индустриальные мотивы.
Галерея «Синара Арт» исторически и концептуально связана с индустриальной темой. С 2010 г. при поддержке галереи реализуется проект «Летопись современного завода» в формате резиденции для художников. Такие проекты уже состоялись на Северском трубном заводе (г. Полевской), на Синарском трубном заводе (г. Каменск-Уральский), на Людиновском тепловозостроительном заводе (г. Людиново), и в 2024 г. проект был реализован на Челябинском трубопрокатном заводе (ЧТПЗ).
В проекте «Летопись современного завода» на ЧТПЗ конкурс проходил в два этапа. Сначала художники отправляли свои портфолио, и были отобраны те, с кем, на взгляд экспертов, было бы интересно поработать с темой индустриального наследия в формате резиденции. Для этой группы художников был организован тур из Екатеринбурга на ЧТПЗ, где авторов познакомили с производством, им провели большую экскурсию по цехам, очень подробно рассказывали об истории, об особенностях технологиях и процессах, об этапах развития и перспективах производства. На втором этапе художники прислали эскизы работ, что именно они хотели предложить создать в рамках резиденции, экспертная комиссия выбрала пять авторов, и они создали работы, которые представлены на выставке, — рассказала арт-директор Галереи «Синара Арт» Юлия Борзенкова.
В течение месяца Сергей Потеряев, Кирилл Бородин, Анастасия Иваненкова, Ирина Вилкова и Анна Сярова жили и работали в мастерской в Челябинске, посещали производство, вели работу с архивами, общались с сотрудниками завода. Результатом стали произведения живописи, графики, вышивки на холсте, видео-арт и инсталляции.
К примеру, в произведении «Четыре параграфа» видеоряд графически «прочитывает» стадии многоэтапной программы AQA постепенной очистки воды на ЧТЗ и возвращения ее в оборотный цикл: реагентную обработку и смягчение, отстаивание, фильтрацию, обессоливание и выпаривание суспензии для получения отходов в виде кристаллических солей. Аудиоряд основан на данных поверхностного стока в оборотных циклах, а также подкреплен полевыми записями, фиксированными в цехах предприятия. Представляя свою работу, автор Ирина Вилкина отметила, что вдохновением для работы стало стихотворение Ларисы Миллер «Темна вода, темна вода...».
Также в экспозиции представлены работы художников из собрания Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара, посвященные теме индустриального наследия — Валентина Новиченко, Николая Черкасова, Льва Вайберта, Николая Богомолова, Владимира Кошелева, Анатолия Калашникова и других.
Работы авторов, представленные на выставке «Индустриальный пейзаж» с изображением заводов, фабрик, крупных строительных объектов государственного значения, достижений тяжелой промышленности, металлургии и энергетики, отражают не только величественные завоевания индустрии, а также дух и человеческую волю, воспитанные с помощью интеллекта и труда. Значимость, устойчивость и монументальность темы индустрии как явления на сегодняшний день не вызывает сомнений, а достижения науки, технологичность жизни и темпы ее развития обозначили особый подход и индустриального наследия в искусстве через индивидуальные художественные концепции и критические подходы.
Экспозиция доступна для ознакомления с 8 мая по 1 сентября 2024 г.
Также в галерее состоялось открытие выставки «И сны мои вокруг одной горы» — персонального проекта молодого художника из Нижнего Тагила Максима Якушенка в рамках программы «Новость». Как сообщает JustMedia.ru, его творчество — перенос в реальность видений из грез и создание собственной мифологии. Специально для проекта автор создал макет Лисьей горы из родного города.
Читайте также на DK.RU:
>>> Сколько зарабатывает культура Екатеринбурга и почему престиж профессий в этой сфере растет
>>> Брошу все и буду зарабатывать на хобби. Утопическая мечта или реальный план?