«Вряд ли ваш валютный счет заблокируют, но есть нюансы». Как заниматься ВЭД сегодня
Вести международный бизнес все еще выгодно. Но стоит разобраться, как оформлять сделки, как отчитываться перед банками, налоговой и таможней. А главное — кто ваш партнер по ВЭД.
Несмотря на санкционные ограничения, российские компании продолжают достаточно активно вести внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Спрос на услуги и товары отечественного производства в мире сохраняется, а бизнес адаптируется к новым экономическим реалиям: перестраивает логистику и ведет поиск новых международных партнеров.
Заниматься ВЭД все еще выгодно, однако не стоит торопиться с запуском бизнеса в этой сфере — сначала нужно тщательно подготовиться. Совладелица бухгалтерской компании «Бинергия» (занимается комплексным бухгалтерским сопровождением субъектов внешнеэкономической деятельности) Наталья Автаева рассказала DK.RU о том, как подготовиться к ВЭД еще до создания юрлица.
— Согласно нашей практике, предпринимателю, который впервые решает заняться внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), то есть импортировать или экспортировать товары в страны ближнего или дальнего зарубежья, получать или оказывать услуги иностранным партнерам, бывает очень трудно разобраться во множестве нюансов. Нужно знать, как правильно оформлять сделки, как отчитываться перед банками, налоговой и таможней, каким будет размер налогов и какие дополнительные обязательства перед партнерами могут возникнуть.
Все эти и многие другие моменты важны, поскольку напрямую влияют на размер получаемой прибыли, стабильность и репутацию компании.
Приступая к ВЭД, необходимо четко понимать следующее:
- С рынками каких стран вы планируете работать — входят эти страны в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или относятся к дальнему зарубежью.
- При экспорте товаров — относится ваш товар к сырьевым или несырьевым. Перечень сырьевых товаров утвержден постановлением Правительства РФ N 466 от 18 апреля 2018 г. в действующих редакциях на момент осуществления ваших сделок. Этот документ находится в открытом доступе.
- Если речь идет об импорте, важно знать, из какой страны будут импортироваться товары или услуги, относятся ли товары к категории прослеживаемых (перечень последних утвержден постановлением Правительства РФ N 1110 от 1 июля 2021 г.)
От этого будет зависеть объем налогов, состав отчетной документации и сроки ее предоставления в ФНС и ФТС, а также возможные дополнительные обязательства перед партнером.
Какую систему налогообложения использовать
Организационно-правовая форма компании для ведения бизнеса с зарубежными контрагентами не имеет принципиального значения. Внешнеэкономической деятельностью может заниматься как ООО, так и ИП, в этом законодательство вас никак не ограничивает. А вот к выбору системы налогообложения необходимо отнестись крайне серьезно.
Экспорт
Если вы планируете экспортировать товары и не планируете выручку выше 265,8 млн руб. в 2024 г., то можно использовать один из двух видов упрощенной системы налогообложения, поскольку в таком случае вам не нужно будет особым образом подтверждать экспорт в ФНС и при неподтверждении экспорта уплачивать НДС. Торговать с зарубежными партнерами вы будете по тем же правилам, что и с российскими.
Выручка свыше 265,8 млн руб. обязывает вас использовать только общую систему налогообложения (ОСНО) и, соответственно, уплачивать НДС, налог на прибыль и другие налоги на ОСНО. Здесь особенно важно заранее понимать, какие входящие налоги (НДС) смогут уменьшить ваши налоговые обязательства и какие условия и требования Налогового кодекса РФ нужно при этом соблюдать. Так, при экспорте действует нулевая ставка НДС. Но, если вы на ОСНО, для ее подтверждения нужно вовремя собрать и направить в ФНС по месту регистрации вашего юрлица определенный пакет документов.
Кроме того, особое внимание стоит обратить на то, какую страну представляет ваш партнер — входит она в число стран таможенного союза (ЕАЭС) или нет, а также какой у вас товар (сырьевой или несырьевой).
Если страна, в которую осуществляется экспорт, находится за пределами таможенного союза, для подтверждения нулевой ставки НДС потребуется в течение 180 дней с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта предоставить налоговой документы, подтверждающие то, что товар действительно прошел процедуру экспорта и был вывезен с территории РФ:
- Таможенную декларацию и контракт на бумаге.
- Электронный реестр таможенной декларации через ЭДО не позднее, чем через 180 дней с даты оформления таможенной декларации.
- Кроме того, налоговая может запросить и другие документы — товаросопроводительные, транспортные накладные и прочие (полный перечень приведен в ст. 165 НК РФ).
Если вам не хватило 180 дней на подготовку документов, придется заплатить НДС по ставке 10% или 20% по общим правилам. Кстати, хорошая новость — с 1 января 2024 г. ФНС упростила порядок предоставления документов: теперь достаточно отправить электронный реестр, содержащий сведения из контракта и декларации.
При поставках товара в одну из стран ЕАЭС у него не будет таможенного оформления. Но экспорт также нужно будет подтвердить, предоставив в налоговую комплект документов, состоящий из:
- договора, на основании которого вы реализуете товар;
- транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих перемещение товаров из России в страну ЕАЭС;
- документа от вашего партнера по подтверждению им импорта товара из РФ (заявления о ввозе товаров) с отметкой налогового органа партнера.
Также существуют некоторые нюансы при оказании услуг зарубежным партнерам. В этом случае для правильного определения налоговой нагрузки и обязательств по уплате налогов (в частности НДС), необходимо определить место реализации услуг и/или выполнения работ и конкретный вид услуг (работ). Помимо этого следует проверить, не установлен ли для ваших услуг (работ) особый порядок определения места реализации согласно ст. 148 НК РФ.
Нелишним будет ознакомиться с положениями ст. 149 Налогового кодекса РФ. Там перечислены услуги, при оказании которых за пределами территории нашей страны вычет НДС невозможен — налог нужно закладывать в стоимость контракта, чтобы не допустить снижения дохода.
Импорт
Значительно больше нюансов с выбором системы налогообложения возникает при импорте товаров/услуг. Дело в том, что, занимаясь импортом на ОСНО или УСН, вы все равно будете обязаны уплатить НДС, помимо прочих платежей (таможенных сборов, акцизов и других). В этом плане использование ОСНО становится более выгодным вариантом, потому что вы, как в случае с экспортом, сможете применять нулевую ставку НДС. Но только если товары будут далее использоваться в облагаемых НДС операциях.
На УСН же вычет импортного НДС невозможен. Но если у вас УСН 15% «доходы минус расходы», вы можете учесть его в расходах и тем самым снизить налоговую базу по УСН и размер налога. А вот на УСН 6% «Доходы» не получится сделать даже этого — придется просто включать его в стоимость договора, что может быть выгодно не для всех контрагентов.
Опять же возникают нюансы, связанные с местом нахождения вашего контрагента. Если он находится в стране — члене ЕАЭС, НДС вы платите в налоговую только после принятия купленного товара на свой баланс. В противном случае НДС надо оплачивать прямо на таможне.
Еще один важный момент при приобретении услуг у иностранных контрагентов связан с тем, что нужно понимать, территория какой страны является местом реализации услуги. Если это территория РФ, а у вашего контрагента нет здесь официального представительства, вы будете обязаны в некоторых случаях выполнить функцию налогового агента, то есть удержать с контрагента НДС и заплатить его в бюджет.
Как выбрать банк
Чтобы заниматься ВЭД, вам обязательно потребуется открыть валютный счет в банке. Но до того как это сделать, важно подробнейшим образом ознакомиться с процедурой валютного контроля в тех банках, с которыми вы планируете сотрудничать.
На сайте любого банка есть раздел, посвященный валютному контролю. В нем описывается, какие документы и в какие сроки нужно предоставить кредитной организации, чтобы подтвердить операции с иностранным контрагентом (соответствие требованиям Закона о валютном регулировании и валютном контроле, а также Инструкций ЦБ РФ), как правильно их оформить и т.д.
Проблема в том, что одни банки дают детальные инструкции, а другие нет. Если описание слишком общее, нюансы (а они обязательно есть) следует выяснять «на берегу», при общении со специалистом по валютному контролю. Более того, нужно оценить качество работы самого специалиста — насколько он контактен, как оперативно отвечает на запросы и т.д. Есть смысл изучить сайт банка, на котором размещаются бланки, инструкции и нормативные документы.
Если этого не сделать, впоследствии возникнет риск что-то нарушить и попасть на штраф. Например, за несвоевременное предоставление документов, подтверждающих исполнение валютного контракта.
Отмечу, чтобы поддержать развитие бизнеса в области импорта и экспорта, государство на протяжении последних двух лет постепенно упрощает правила валютного контроля. Так, до 1 апреля 2024 г. компании могли не предоставлять в свой банк документы, подтверждающие сделку с зарубежным контрагентом, если ее сумма не превышала 600 тыс. руб. Однако по решению ЦБ РФ с 1 апреля лимит увеличен до 1 млн руб. В том случае, если контрагент является представителем ЕАЭС, можно не предоставлять банку и сопроводительную документацию по движению товара на территории союза, за исключением справок о валютных операциях. Необходимую информацию в налоговые органы банкам будет передавать Федеральная таможенная служба в режиме онлайн.
Также еще в 2022 г. ЦБ РФ отменил для предпринимателей в сфере ВЭД требование о том, чтобы все расчеты с контрагентами велись только через банк, который обслуживает валютный счет. В 2024 г. решение продолжает действовать — более того, оно закреплено в вышеупомянутой инструкции. Расчеты с контрагентами могут вестись через любые другие банки, а в уполномоченный банк необходимо только предоставить подтверждающие документы по сделкам свыше 1 млн руб.
Однако обязанность уведомлять уполномоченный банк сохраняется в случае, если денежные средства на счет в другом банке вносились наличными (потребуется предоставить выписку по счету в течение 15 рабочих дней, а документацию по сделке — в течение 45 дней). При этом важно помнить, что наличные денежные средства, перемещаемые через границу, подлежат декларированию на таможне.
Если какие-то нарушения все же были допущены, то, вопреки распространенному мнению, маловероятно, что банк заблокирует ваш валютный счет (блокировки в основном связаны с неисполнением требований ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). А вот штрафы назначит, и довольно серьезные. Причем штраф может быть наложен как на юрлицо, так и на его руководителя.
Читайте также на DK.RU:
>>> Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
>>> Токио ввел новые санкции против России. Что запретят экспортировать из Японии?
>>> Рост ВВП на 3,6% и триумф российской промышленности — главное из выступления Мишустина