Подписаться
Курс ЦБ на 21.11
100,21
105,80

«Вряд ли ваш валютный счет заблокируют, но есть нюансы». Как заниматься ВЭД сегодня

«Вряд ли ваш валютный счет заблокируют, но есть нюансы». Как заниматься ВЭД сегодня
Иллюстрация: DK.RU

Вести международный бизнес все еще выгодно. Но стоит разобраться, как оформлять сделки, как отчитываться перед банками, налоговой и таможней. А главное — кто ваш партнер по ВЭД.

Несмотря на санкционные ограничения, российские компании продолжают достаточно активно вести внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Спрос на услуги и товары отечественного производства в мире сохраняется, а бизнес адаптируется к новым экономическим реалиям: перестраивает логистику и ведет поиск новых международных партнеров.

Заниматься ВЭД все еще выгодно, однако не стоит торопиться с запуском бизнеса в этой сфере — сначала нужно тщательно подготовиться. Совладелица бухгалтерской компании «Бинергия» (занимается комплексным бухгалтерским сопровождением субъектов внешнеэкономической деятельности) Наталья Автаева рассказала DK.RU о том, как подготовиться к ВЭД еще до создания юрлица.

«Вряд ли ваш валютный счет заблокируют, но есть нюансы». Как заниматься ВЭД сегодня 1— Согласно нашей практике, предпринимателю, который впервые решает заняться внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), то есть импортировать или экспортировать товары в страны ближнего или дальнего зарубежья, получать или оказывать услуги иностранным партнерам, бывает очень трудно разобраться во множестве нюансов. Нужно знать, как правильно оформлять сделки, как отчитываться перед банками, налоговой и таможней, каким будет размер налогов и какие дополнительные обязательства перед партнерами могут возникнуть.

Все эти и многие другие моменты важны, поскольку напрямую влияют на размер получаемой прибыли, стабильность и репутацию компании.

Приступая к ВЭД, необходимо четко понимать следующее:

  1. С рынками каких стран вы планируете работать — входят эти страны в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или относятся к дальнему зарубежью.
  2. При экспорте товаров — относится ваш товар к сырьевым или несырьевым. Перечень сырьевых товаров утвержден постановлением Правительства РФ N 466 от 18 апреля 2018 г. в действующих редакциях на момент осуществления ваших сделок. Этот документ находится в открытом доступе.
  3. Если речь идет об импорте, важно знать, из какой страны будут импортироваться товары или услуги, относятся ли товары к категории прослеживаемых (перечень последних утвержден постановлением Правительства РФ N 1110 от 1 июля 2021 г.)

От этого будет зависеть объем налогов, состав отчетной документации и сроки ее предоставления в ФНС и ФТС, а также возможные дополнительные обязательства перед партнером.

Какую систему налогообложения использовать

Организационно-правовая форма компании для ведения бизнеса с зарубежными контрагентами не имеет принципиального значения. Внешнеэкономической деятельностью может заниматься как ООО, так и ИП, в этом законодательство вас никак не ограничивает. А вот к выбору системы налогообложения необходимо отнестись крайне серьезно.

Экспорт

Если вы планируете экспортировать товары и не планируете выручку выше 265,8 млн руб. в 2024 г., то можно использовать один из двух видов упрощенной системы налогообложения, поскольку в таком случае вам не нужно будет особым образом подтверждать экспорт в ФНС и при неподтверждении экспорта уплачивать НДС. Торговать с зарубежными партнерами вы будете по тем же правилам, что и с российскими.

Выручка свыше 265,8 млн руб. обязывает вас использовать только общую систему налогообложения (ОСНО) и, соответственно, уплачивать НДС, налог на прибыль и другие налоги на ОСНО. Здесь особенно важно заранее понимать, какие входящие налоги (НДС) смогут уменьшить ваши налоговые обязательства и какие условия и требования Налогового кодекса РФ нужно при этом соблюдать. Так, при экспорте действует нулевая ставка НДС. Но, если вы на ОСНО, для ее подтверждения нужно вовремя собрать и направить в ФНС по месту регистрации вашего юрлица определенный пакет документов.

Кроме того, особое внимание стоит обратить на то, какую страну представляет ваш партнер — входит она в число стран таможенного союза (ЕАЭС) или нет, а также какой у вас товар (сырьевой или несырьевой).

Если страна, в которую осуществляется экспорт, находится за пределами таможенного союза, для подтверждения нулевой ставки НДС потребуется в течение 180 дней с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта предоставить налоговой документы, подтверждающие то, что товар действительно прошел процедуру экспорта и был вывезен с территории РФ:

  • Таможенную декларацию и контракт на бумаге.
  • Электронный реестр таможенной декларации через ЭДО не позднее, чем через 180 дней с даты оформления таможенной декларации.
  • Кроме того, налоговая может запросить и другие документы — товаросопроводительные, транспортные накладные и прочие (полный перечень приведен в ст. 165 НК РФ). 

Если вам не хватило 180 дней на подготовку документов, придется заплатить НДС по ставке 10% или 20% по общим правилам. Кстати, хорошая новость — с 1 января 2024 г. ФНС упростила порядок предоставления документов: теперь достаточно отправить электронный реестр, содержащий сведения из контракта и декларации.

При поставках товара в одну из стран ЕАЭС у него не будет таможенного оформления. Но экспорт также нужно будет подтвердить, предоставив в налоговую комплект документов, состоящий из:

  • договора, на основании которого вы реализуете товар;
  • транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих перемещение товаров из России в страну ЕАЭС;
  • документа от вашего партнера по подтверждению им импорта товара из РФ (заявления о ввозе товаров) с отметкой налогового органа партнера.

Также существуют некоторые нюансы при оказании услуг зарубежным партнерам. В этом случае для правильного определения налоговой нагрузки и обязательств по уплате налогов (в частности НДС), необходимо определить место реализации услуг и/или выполнения работ и конкретный вид услуг (работ). Помимо этого следует проверить, не установлен ли для ваших услуг (работ) особый порядок определения места реализации согласно ст. 148 НК РФ.

Нелишним будет ознакомиться с положениями ст. 149 Налогового кодекса РФ. Там перечислены услуги, при оказании которых за пределами территории нашей страны вычет НДС невозможен — налог нужно закладывать в стоимость контракта, чтобы не допустить снижения дохода.

Импорт

Значительно больше нюансов с выбором системы налогообложения возникает при импорте товаров/услуг. Дело в том, что, занимаясь импортом на ОСНО или УСН, вы все равно будете обязаны уплатить НДС, помимо прочих платежей (таможенных сборов, акцизов и других). В этом плане использование ОСНО становится более выгодным вариантом, потому что вы, как в случае с экспортом, сможете применять нулевую ставку НДС. Но только если товары будут далее использоваться в облагаемых НДС операциях.

На УСН же вычет импортного НДС невозможен. Но если у вас УСН 15% «доходы минус расходы», вы можете учесть его в расходах и тем самым снизить налоговую базу по УСН и размер налога. А вот на УСН 6% «Доходы» не получится сделать даже этого — придется просто включать его в стоимость договора, что может быть выгодно не для всех контрагентов.

Опять же возникают нюансы, связанные с местом нахождения вашего контрагента. Если он находится в стране — члене ЕАЭС, НДС вы платите в налоговую только после принятия купленного товара на свой баланс. В противном случае НДС надо оплачивать прямо на таможне.

Еще один важный момент при приобретении услуг у иностранных контрагентов связан с тем, что нужно понимать, территория какой страны является местом реализации услуги. Если это территория РФ, а у вашего контрагента нет здесь официального представительства, вы будете обязаны в некоторых случаях выполнить функцию налогового агента, то есть удержать с контрагента НДС и заплатить его в бюджет.

Как выбрать банк

Чтобы заниматься ВЭД, вам обязательно потребуется открыть валютный счет в банке. Но до того как это сделать, важно подробнейшим образом ознакомиться с процедурой валютного контроля в тех банках, с которыми вы планируете сотрудничать.

На сайте любого банка есть раздел, посвященный валютному контролю. В нем описывается, какие документы и в какие сроки нужно предоставить кредитной организации, чтобы подтвердить операции с иностранным контрагентом (соответствие требованиям Закона о валютном регулировании и валютном контроле, а также Инструкций ЦБ РФ), как правильно их оформить и т.д.

Проблема в том, что одни банки дают детальные инструкции, а другие нет. Если описание слишком общее, нюансы (а они обязательно есть) следует выяснять «на берегу», при общении со специалистом по валютному контролю. Более того, нужно оценить качество работы самого специалиста — насколько он контактен, как оперативно отвечает на запросы и т.д. Есть смысл изучить сайт банка, на котором размещаются бланки, инструкции и нормативные документы.

Если этого не сделать, впоследствии возникнет риск что-то нарушить и попасть на штраф. Например, за несвоевременное предоставление документов, подтверждающих исполнение валютного контракта.

Отмечу, чтобы поддержать развитие бизнеса в области импорта и экспорта, государство на протяжении последних двух лет постепенно упрощает правила валютного контроля. Так, до 1 апреля 2024 г. компании могли не предоставлять в свой банк документы, подтверждающие сделку с зарубежным контрагентом, если ее сумма не превышала 600 тыс. руб. Однако по решению ЦБ РФ с 1 апреля лимит увеличен до 1 млн руб. В том случае, если контрагент является представителем ЕАЭС, можно не предоставлять банку и сопроводительную документацию по движению товара на территории союза, за исключением справок о валютных операциях. Необходимую информацию в налоговые органы банкам будет передавать Федеральная таможенная служба в режиме онлайн.

Также еще в 2022 г. ЦБ РФ отменил для предпринимателей в сфере ВЭД требование о том, чтобы все расчеты с контрагентами велись только через банк, который обслуживает валютный счет. В 2024 г. решение продолжает действовать — более того, оно закреплено в вышеупомянутой инструкции. Расчеты с контрагентами могут вестись через любые другие банки, а в уполномоченный банк необходимо только предоставить подтверждающие документы по сделкам свыше 1 млн руб.

Однако обязанность уведомлять уполномоченный банк сохраняется в случае, если денежные средства на счет в другом банке вносились наличными (потребуется предоставить выписку по счету в течение 15 рабочих дней, а документацию по сделке — в течение 45 дней). При этом важно помнить, что наличные денежные средства, перемещаемые через границу, подлежат декларированию на таможне.

Если какие-то нарушения все же были допущены, то, вопреки распространенному мнению, маловероятно, что банк заблокирует ваш валютный счет (блокировки в основном связаны с неисполнением требований ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). А вот штрафы назначит, и довольно серьезные. Причем штраф может быть наложен как на юрлицо, так и на его руководителя.

Читайте также на DK.RU: 

>>> Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку

>>> Токио ввел новые санкции против России. Что запретят экспортировать из Японии?

>>> Рост ВВП на 3,6% и триумф российской промышленности — главное из выступления Мишустина

Обсудить

Самое читаемое
  • Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.Реальная продуктовая инфляция в России составит 50-100% по итогам 2024 г.
  • В одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директорВ одном из крупнейших застройщиков России меняется генеральный директор
  • «Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге«Больше, чем девелопмент». Крупный уральский застройщик объявил о ребрендинге
  • Россия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через КазахстанРоссия обсуждает строительство трубопровода для экспорта газа в Китай через Казахстан
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.