О каком двукратном росте рынка можно говорить? Набиуллина высказалась по ситуации с СМЗ
Президент Путин поставил цель: к 2030 г. капитализация российского фондового рынка должна составить не менее 66% ВВП. Но это невозможно, если государство продолжит изымать акции у миноритариев.
Глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина выразила серьезную обеспокоенность в связи с изъятием акций Соликамского магниевого завода (СМЗ) у миноритариев.
Напомним, в 2022 г. 89,5% акций СМЗ — старейшего предприятия магниевой промышленности в мире — были изъяты в пользу Росимущества по иску Генпрокуратуры. Основанием послужило признание приватизации 1992 г. незаконной, поскольку решение о ней принял Комитет по управлению имуществом Пермской области, а не правительство России. В 2023 г. СМЗ передали «Росатому». А 22 марта 2024 г. Арбитражный суд Пермского края удовлетворил иск прокуратуры региона об изъятии оставшихся 10,6% акций СМЗ (около 40 тыс. штук) у частных инвесторов-миноритариев (более 2,3 тыс.). Они приобретали ценные бумаги предприятия в разное время, в том числе на Мосбирже через брокерские компании.
Решение об изъятии акций СМЗ у частных инвесторов может привести к оттоку капитала за рубеж, считает Эльвира Набиуллина.
«Мы <…> серьезно обеспокоены этой ситуацией, самым серьезным образом. Потому что защита прав инвесторов, защита добросовестных приобретателей акций через организованные торги — это краеугольный камень доверия инвесторов к финансовому рынку, к фондовому рынку и в целом доверие. Без того, чтобы это доверие инвесторов и защита прав акционеров были надежным образом защищены, конечно, ни о каком двукратном росте капитализации рынка говорить невозможно», — сказала глава ЦБ на конференции НАУФОР «Российский фондовый рынок — 2024».
Как ранее писал DK.RU, в последнем «майском указе» президент Владимир Путин озвучил цель по капитализации российского фондового рынка — к 2030 г. она должна составить не менее 66% ВВП, а к 2036 году — 75%.
Достичь таких результатов невозможно, если повторятся прецеденты, подобные кейсу СМЗ, считает Набиуллина. Такие истории могут «подорвать доверие к биржевой торговле и вызвать отток капитала на зарубежные площадки, а такой отток никому не нужен», сказала она.
На той же конференции глава наблюдательного совета Мосбиржи Сергей Швецов предложил выделять в отдельную категорию акции компаний с большой долей государственного участия, чтобы миноритарии осознавали риски покупки таких активов.
Сегодня, к сожалению, в отношении отдельных публичных обществ, которые обращаются на бирже, где доля государства достаточно большая, вопросы установления KPI, вопросы установления заработных плат через директивы ушли в правительство. То есть совет директоров беззубый, он не выполняет свои функции. Такие компании тоже должны быть помечены и для инвесторов [выделены] в отдельную категорию <...> как компании с особенностями корпоративного управления, которые не учитывают интересы миноритариев, — сказал он (цитата по РБК).
Сейчас дело об изъятии акций СМЗ рассматривается в суде — миноритарии подали апелляцию. Но шансы выиграть у них ничтожны — даже несмотря на то, что Мосбиржа и Центробанк встали на их сторону, считает партнер юридической фирмы INTELLECT, магистр частного права Роман Речкин.
«Решение вынесено Арбитражным судом Пермского края — это первая инстанция. Его законность и обоснованность проверяется в апелляционном порядке. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (он в Перми) повторно рассмотрит дело по существу. Нет никаких сомнений в том, что он спокойно перепишет мотивировку решения суда первой инстанции. После апелляции решение вступит в силу, но ответчики смогут обратиться в третью инстанцию — в Арбитражный суд Уральского округа, который находится в Екатеринбурге. Скорее всего, дело пройдет все три инстанции, но это вряд ли что-то изменит — в таких делах судьи заранее понимают, каким должен быть итог. Предположу, что и апелляция, и кассация оставят решение суда первой инстанции без изменения», — рассказал юрист в интервью DK.RU.
По словам Романа Речкина, этот вопрос «политический»:
Когда речь идет об интересах государства, происходящее в российских судах выглядит очень грустно. Это ситуация, когда «все всё понимают», как говорил один наш земляк.
Он согласен с главой Банка России в том, что изъятие акций, добросовестно приобретенных на публичных торгах, — это опасный прецедент. До сих пор государство изымало активы у предпринимателей, к которым можно было предъявить реальные претензии (незаконная приватизация, ведение бизнеса госслужащими), но кейс миноритариев Соликамского магниевого завода знаменует собой «качественный переход, поскольку активы изъяты, условно, у пенсионеров — у бывших сотрудников, у тех, кто получил акции по приватизационным чекам, и у инвесторов, купивших ценные бумаги СМЗ на Мосбирже».
Все это крайне неблагоприятно отражается на инвестиционном климате в России, считает Роман Речкин.
СМИ уже сбились со счета в отношении количества дел в рамках так называемой «ползучей национализации»: по разным оценкам, их от полусотни до более чем двух сотен. Это массовая кампания, которая делает понятие «инвестиционный климат» бессмысленным. Зачем вкладываться хотя бы в средний бизнес, если завтра его могут прийти и забрать на основании предположений чиновников прокуратуры? То же самое касается фондового рынка, — говорит юрист.
По его прогнозу, изъятие активов в пользу государства будет продолжаться, причем это касается любых активов.
Соликамский магниевый завод задает новые стандарты: можно забрать акции любых миноритариев, независимо от того, как их приобрели, когда и где. Если какая-то часть актива отошла государству, прокуратура субъекта может предъявить иск и «по накатанной» попросить суд вернуть государству все акции, — считает юрист.
Ранее на DK.RU: «Государству не нужны все заводы, но оно заберет всё, что посчитает нужным забрать»