Запчасти ждать долго. Сроки ремонта по ОСАГО в России увеличились вдвое
Из-за проблем с платежами поставка запчастей в Россию задерживается. Страховщики предпочитают перечислять клиенту деньги, которых, к слову, может не хватить на покупку деталей.
Сроки поставок запчастей выросли почти в два раза в 2024 г. — до 45 дней. Глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев рассказал «Известиям», что это произошло из-за проблем с платежами с Турцией и ОАЭ, а также с Китаем.
Еще в конце прошлого года сроки доставки автозапчастей из основных хабов — Турции, Арабских Эмиратов и Китая — составляли две-три недели. Теперь доставка комплектующих по этим каналам занимает не меньше месяца — сроки доходят до 45 дней. Еще в конце прошлого года полутора месяцев хватало для доставки запчастей и ремонта, а сейчас столько времени может занимать только привоз деталей из-за проблем с платежами, — уточнил он.
Помимо сложностей с расчетами существует еще одна проблема, которая удлиняет сроки поставки — в машинах используется много электроники и чипов. Согласование отправки этих элементов в Россию теперь занимает больше времени, поскольку экспортеры проверяют, чтобы они не были товарами двойного назначения.
Заместитель гендиректора по розничному бизнесу «Ингосстраха» Владимир Храбрых уточнил, что отдельные трудности с платежами есть, но в целом средние сроки доставки сегодня увеличились: срок доставки деталей из Китая (в контейнерах) составляет 45 дней, а из ОАЭ — от полутора до трех месяцев.
В «Совкомбанк Страховании» подтверждают, что есть ряд марок и моделей, по которым запчастей ждать очень долго. Это в основном европейские, корейские, японские и американские авто. Сроки особенно затягиваются из-за санкций.
Руководитель управления урегулирования убытков по автострахованию «Абсолют Страхование» Юлия Федотова считает, что оригинальные запчасти все чаще будут заменять аналогами:
В дальнейшем также увеличится доля китайских деталей, причем не только для авто из КНР, но и для машин любых марок. Сейчас производители дубликатов занимают около 30% общего объема рынка комплектующих. Цены на запчасти также будут расти в 2024 г., — говорит эксперт.
По закону машина не должна находиться на сервисе ремонта по ОСАГО более 30 рабочих дней. Генеральный директор консалтинговой компании в сфере страхования ООО «АСТ» Каро Карапетян говорит, что в сейчас на это требуется в среднем 50 дней, так что чаще всего страховые компании либо выплачивают клиенту деньги вместо восстановления авто, либо подписывают с ним соглашение о более длительных сроках ремонта.
Управляющий партнер ГТК-Авто Александр Сагун говорит, что доля ремонта по ОСАГО составляет не более 3–5%, в остальных случаях организации перечисляют клиенту деньги:
При этом нет никакой гарантии, что сумма покроет покупку, — добавляет он.
Ранее эксперты рынка страхования рассказывали, что рост стоимости автомобилей и их ремонта оказывают серьезное давление на сегмент ОСАГО. Если не изменятся тарифы, то страховые компании будут испытывать сложности, поскольку запчасти растут в цене опережающими темпами.
Средний убыток по ОСАГО вырос за счет того, что поменяли единую методику расчета. При этом тенденция этого года — люди хотят получать натуральную форму возмещения убытков, то есть ремонт авто, а не быструю выплату деньгами, добавляли эксперты.