Рынок доставки продуктов вырос на 55% с начала 2024 г. за счет разбогатевших регионов
Крупные игроки говорят о насыщении рынка Москвы и Санкт-Петербурга и разворачиваются в сторону регионов. Меняется и запрос покупателей — наибольшей популярностью пользуется доставка за 30 минут.
В январе—марте рынок онлайн-продаж продовольственных товаров (e-grocery) вырос на 55% год к году, до 310 млрд руб., пишет «Коммерсант» со ссылкой на исследование Infoline.
При этом рост рынка в первую очередь происходит за счет регионов, отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Рост спроса на онлайн-доставку продуктов в регионах связан с эффектом низкой базы, а также с тем, что доходы потребителей в некоторых субъектах страны выросли:
Крупные игроки сегмента из-за начавшегося замедления в Москве роста рынка онлайн-доставки FMCG (товаров повседневного спроса) стали наращивать плотность заказов в регионах и продолжали экспансию в новые города, — объясняет Михаил Бурмистров.
Например, у сети «Магнит» 80% онлайн-заказов приходится на регионы за пределами Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В «Ленте» также отметили увеличение интереса к доставке на Урале и говорят о насыщении рынка Москвы и Санкт-Петербурга.
Старший аналитик Data Insight Ольга Пашков подтверждает, что в регионах стоимость привлечения новых клиентов значительно ниже, поэтому туда и перемещается фокус роста рынка e-grocery:
В Москве и крупных городах практически все покупатели, пользующиеся онлайн-заказами, плотно взаимодействуют с действующими сервисами доставки, и, чтобы привлечь новых пользователей, игрокам рынка приходится переманивать их от конкурентов.
Михаил Бурмистров обращает внимание, что при этом меняется запрос со стороны потребителей, если раньше покупатели заказывали продукты впрок, на конкретное время доставки или самовывозом, то сейчас большинство заказов — экспресс-доставка до 30 минут:
В «Сбермаркете» сегодня каждый второй заказ — с экспресс-доставкой до 30 минут, — подтверждает директор по маркетингу сервиса Ольга Макарова.
Эксперты полагают, что по итогам 2024 г. сегмент e-grocery вырастет на 57%, до 1,45 трлн руб.
Ранее DK.RU рассказывал, что по итогам 2023 г. онлайн-продажи продуктов в России выросли на 47%, до 918 млрд руб., год к году. При этом динамика рынка замедляется. В тройку основных игроков за 2023 г. входят «Самокат», «Вкусвилл» и X5 Group.
Главная проблема отрасли — нехватка курьеров. Крупные торговые сети уже начали применять дифференцированное ценообразование на продукты в онлайне и офлайне. Товары при доставке могут быть на 5–10% дороже, чем в магазинах. На такой шаг сети идут из-за растущих издержек на последнюю милю, в том числе в связи с «беспрецедентной нехваткой кадров», особенно сборщиков и курьеров. Средняя зарплата последних за 2023 г. выросла в среднем на 30%, рассказывал DK.RU.